- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- Зеленая карта
- Страхование груза
- АВТОКАСКА
- Добровольное страхование водителей и пассажиров
обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств связано с тем, что автовладельцы обладают источником повышенной опасности для окружающих юридических и физических лиц, а причиненный ими ущерб в дорожно-транспортных происшествиях является наиболее частым и дорогостоящим.
Первыми государствами, принявшими законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, были Финляндия, Норвегия, Дания (1927 г.), Англия (1930 г.), Люксембург (1932 г.), Ирландия (1934 г.), Германия (1939 г.).
Назначение и сущность данного вида страхования заключается в том, что потерпевшим обеспечено возмещение ущерба, причиненного владельцами транспортных средств, а владельцам — страховая защита их материальных интересов, относящихся к этому ущербу.
|
|
Рассматриваемый вид страхования имеет специфические особенности:
— в договоре страхования конкретно определены только
страховщик и страхователь (владелец транспортного средства),
чьи интересы направлены на формирование страхового фонда
за счет взносов страхователей для расчетов с потерпевшими при
эксплуатации страхователями транспортных средств;
I— при заключении договора отсутствует конкретное застрахованное лицо или имущество; невозможно заранее определить страховую сумму, что затрудняет единообразие ее трактовки;
— страховое возмещение сочетает в себе элементы отраслей имущественного и личного страхования, так как наряду с единовременными выплатами за нанесенный ущерб имуществу
третьего лица могут производиться долговременные выплаты
по случаю потери его трудоспособности или гибели кормильца.
Объектом страхования является имущественный интерес страхователя (владельца автотранспортного средства либо лица, в отношении которого заключен договор), включающий ущерб, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу.
Страховым случаем является возникновение обязанности страхователя возместить вред, причиненный при эксплуатации его транспортного средства потепевшему.
Страховой тариф устанавливается с учетом профессионализма страхователя, водительского стажа, марки автотранспортного средства, его технических характеристик, режима и территории использования.
Сумма страхового возмещения помимо нанесенного ущерба может включать в себя расходы, связанные с урегулированием претензий потерпевших и с уменьшением объема ответственности за причиненный вред. Однако она, как правило, не должна превышать заранее установленной страховой суммы (лимита ответственности страховщика).
|
|
Страховое возмещение не выплачивается, если ущерб возник из-за умышленных действий страхователя или (и) потерпевшего, а также из-за проявления непреодолимой силы, военных действий, несанкционированного использования автотранспортного средства.
В зарубежной практике минимальные размеры страхового возмещения таковы:
по конкретному пострадавшему — 350 тыс. евро;
за причинение вреда здоровью третьих лиц при наличии
более чем одной жертвы — 500 тыс. евро;
по имущественному ущербу — 100 тыс. евро.
Системой Зеленая карта для стран, в которых она принята, определена единая минимальная сумма возмещения — 600 тыс. евро по каждому дорожно-транспортному происшествию.
Для приобретения полиса "зеленая карта" необходимо заявление страхователя, водительские права и документы на транспортное средство. Ее величина зависит от срока пребывания за рубежом и типа транспортного средства.
Возмещение ущерба по договору о Зеленой карте производят уполномоченные представители страховых компаний.
В Республике Беларусь в соответствии с Декретом и Указом Президента от 19.02.1999 г. с 1 июля 1999 г. данный вид страхования обязателен. Создано Белорусское бюро по транспортному страхованию, определены круг страховщиков, имеющих право проводить этот вид страхования, а также размер их взносов для формирования фонда страховых гарантий по данному виду операций и фонда защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Законодательством установлены лимиты ответственности: за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия жизни или здоровью потерпевшего, — до 3000 евро, а также имуществу потерпевшего — до 3000 евро
При использовании в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования предусмотрены штрафные санкции в размере 15-ти минимальных заработных плат для юридических лиц и предпринимателей, 5-ти минимальных заработных плат — для физических лиц и эквивалентном 200 дол. США — для лиц, управляющих транспортным средством, зарегистрированным за границей.