Автотранспортное страхование: виды и особенности организации

- обязатель­ное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

- Зеленая карта

- Страхование груза

- АВТОКАСКА

- Добровольное страхование водителей и пассажиров

обязатель­ное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств связано с тем, что автовладельцы обладают источником повышенной опасности для окружающих юридических и физических лиц, а причиненный ими ущерб в дорожно-транспортных происшес­твиях является наиболее частым и дорогостоящим.

Первыми государствами, принявшими законы об обязатель­ном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, были Финляндия, Норвегия, Дания (1927 г.), Англия (1930 г.), Люксембург (1932 г.), Ирландия (1934 г.), Германия (1939 г.).

Назначение и сущность данного вида страхования заключа­ется в том, что потерпевшим обеспечено возмещение ущерба, причиненного владельцами транспортных средств, а владель­цам — страховая защита их материальных интересов, относя­щихся к этому ущербу.

Рассматриваемый вид страхования имеет специфические особенности:

— в договоре страхования конкретно определены только
страховщик и страхователь (владелец транспортного средства),
чьи интересы направлены на формирование страхового фонда
за счет взносов страхователей для расчетов с потерпевшими при
эксплуатации страхователями транспортных средств;

I— при заключении договора отсутствует конкретное застра­хованное лицо или имущество; невозможно заранее определить страховую сумму, что затрудняет единообразие ее трактовки;

— страховое возмещение сочетает в себе элементы отраслей имущественного и личного страхования, так как наряду с единовременными выплатами за нанесенный ущерб имуществу
третьего лица могут производиться долговременные выплаты
по случаю потери его трудоспособности или гибели кормильца.

Объектом страхования является имущественный интерес страхователя (владельца автотранспортного средства либо лица, в отношении которого заключен договор), включаю­щий ущерб, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу.

Страховым случаем является возникновение обязанности страхователя возместить вред, причиненный при эксплуатации его транспортного средства потепевшему.

Страховой тариф устанавливается с учетом професси­онализма страхователя, водительского стажа, марки автотранспортного средства, его технических ха­рактеристик, режима и территории использования.

Сумма страхового возмещения помимо нанесенного ущерба может включать в себя расходы, связанные с урегулированием претензий потерпевших и с уменьшением объема ответствен­ности за причиненный вред. Однако она, как правило, не дол­жна превышать заранее установленной страховой суммы (ли­мита ответственности страховщика).

Страховое возмещение не выплачивается, если ущерб воз­ник из-за умышленных действий страхователя или (и) потер­певшего, а также из-за проявления непреодолимой силы, воен­ных действий, несанкционированного использования автотран­спортного средства.

В зарубежной практике минимальные размеры страхового возмещения таковы:

по конкретному пострадавшему — 350 тыс. евро;

за причинение вреда здоровью третьих лиц при наличии
более чем одной жертвы — 500 тыс. евро;

по имущественному ущербу — 100 тыс. евро.

Системой Зеленая карта для стран, в которых она приня­та, определена единая минимальная сумма возмещения — 600 тыс. евро по каждому дорожно-транспортному происшес­твию.

Для приобретения полиса "зеленая карта" необходимо заяв­ление страхователя, водительские права и документы на тран­спортное средство. Ее величина зависит от срока пребывания за рубежом и типа транспортного средства.

Возмещение ущерба по договору о Зеленой карте производят уполномоченные представители страховых компаний.

В Республике Беларусь в соответствии с Декретом и Указом Президента от 19.02.1999 г. с 1 июля 1999 г. данный вид стра­хования обязателен. Создано Белорусское бюро по транспортно­му страхованию, определены круг страховщиков, имеющих право проводить этот вид страхования, а также размер их взно­сов для формирования фонда страховых гарантий по данному виду операций и фонда защиты потерпевших в результате до­рожно-транспортных происшествий. Законодательством уста­новлены лимиты ответственности: за вред, причиненный в ре­зультате дорожно-транспортного происшествия жизни или здо­ровью потерпевшего, — до 3000 евро, а также имуществу потер­певшего — до 3000 евро

При использовании в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования предусмотрены штрафные санкции в размере 15-ти минимальных заработных плат для юридических лиц и предпринимателей, 5-ти мини­мальных заработных плат — для физических лиц и эквивален­тном 200 дол. США — для лиц, управляющих транспортным средством, зарегистрированным за границей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: