Определение передаточного числа главной передачи

В главной передачи происходит повышение крутящего момента и соответствующее уменьшение частоты вращения вала двигателя, а также разделение передаваемой энергии на два потока.

Передаточное число главной передачи i0 оказывает большое влияние на тягово-скоростные и экономические характеристики автомобиля.

Передаточное число главной передачи легковых автомобилей, для которых наивысшая передача прямая (iкп = 1), и базовых грузовых двухосных автомобилей рассчитывают, исходя из обеспечения заданной максимальной скорости движения автомобиля vmax при частоте вращения вала двигателя nv (или соответствующей ей угловой скорости ωv) по формуле:

i0 = ωv · rк / vмах = π ·rк·nv / 30 ·vмах.

Для полноприводных, специальных автомобилей и автобусов передаточное число главной передачи увеличивают на 10…20% по сравнению с базовой моделью, чтобы за счет снижения скорости движения повысить динамический фактор прямой передачи.

При выборе i0 для легковых автомобилей, имеющих КП с повышающей (пятой) передачей, необходимо иметь в виду, что обычно передаточное число наивысшей передачи соответствует 0,65…0,8.

Dmax vmax jmax t

vmax


jmax

t

Dmax

1 2 3 4 5 6 7 i0

Рис.2. К выбору наиболее благоприятного варианта передаточного числа главной передачи автомобиля.

Окончательную оценку о наиболее целесообразном варианте выбранного передаточного числа главной передачи следует проводить после определения всех основных тягово-динамических показателей автомобиля на прямой (высшей) передаче для различных значений i0. Таковыми показателями являются: максимальная скорость vmax; максимальный динамический фактор Dmax; максимальное ускорение jmax; время разгона t в заданном интервале скоростей. Они определяются результатами заключительного этапа тягового расчета. Примерный характер протекания соответствующих кривых показан на рис.2.

Имея подобный график, с учетом значимости для проектируемого автомобиля каждого из показателей, можно определить правильность сделанного ранее выбора передаточного числа главной передачи. Вертикальными штрих пунктирными линиями на рис. 2 показаны значения i0 для соответствующего оптимального (максимального значения) показателя качества автомобиля. Как следует из рисунка, они не совпадают. Поэтому выбор i0 приходится проводить с учетом наиболее значимого для конкретного автомобиля показателя его качества. Заметим, что приведенная на рис.2 графическая информация еще раз подтверждает вывод о том, что передаточное число главной передачи автомобиля существенно предопределяет тягово-динамические качества автомобиля и его правильный выбор является важным этапом процесса проектирования трансмиссии и автомобиля в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: