Межпредметные связи. Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем. Химия, физика. Круговорот веществ и потоков энергии в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Применение законов термодинамики. География. География народонаселения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № | Название темы | Количество часов | Практическая часть | ||
| 10 класс | |||||
| Введение | |||||
| 1. Общая экология З5 часов | |||||
| Организм и среда | |||||
| Сообщество и популяция | |||||
| Экосистемы | |||||
| Итого | |||||
| В I полугодии | |||||
| Во 2 полугодии полугодии | |||||
| 11 класс | |||||
| 2. Социальная экология 14 часов | |||||
| Экологические связи человека | |||||
| Экологическая демография | |||||
| 3. Экологические основы охраны природы. 18 часов | |||||
| Экологические проблемы и их решение | |||||
| Повторение | |||||
| Итого | |||||
| В 1 полугодии | |||||
| Во 2 полугодии | |||||
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
| № урока | Название темы | Сроки | ||||
| Общая экология | ||||||
| | | Введение | |||||
| Организм и среда. 10 часов | ||||||
| Возможности размножения организмов и их ограничения средой | ||||||
| Общие законы зависимости организмов от факторов среды | ||||||
| Основные пути приспособления организмов к среде | ||||||
| Основные среды жизни | ||||||
| Пути воздействия организмов на среду обитания | ||||||
| Приспособительные формы организмов. Л/р «Жизненные формы животных» | ||||||
| Приспособительные ритмы жизни | ||||||
| Обобщающее повторение по теме «Организм и среде» | ||||||
| Контроль знаний по теме «Организм и среда» тест. | ||||||
| Коррекция знаний по теме «Организм и среда» | ||||||
| Сообщества и популяции. 14 часов | ||||||
| Типы взаимодействия организмов. Решение экологических задач | ||||||
| Законы и следствия пищевых отношений. Решение экологических задач | ||||||
| Законы конкурентных отношений в природе | ||||||
| Популяции | ||||||
| Демографическая структура популяций | ||||||
| Рост численности и плотности популяций | ||||||
| Численность популяций и ее регуляция в природе | ||||||
| 19-20 | Повторение, закрепление и промежуточный контроль знаний | |||||
| Биоценоз и его устойчивость | ||||||
| Лесной биоценоз и экологические ниши видов | ||||||
| Экскурсия по теме: «Лесной биоценоз и экологические ниши видов». | ||||||
| Обобщающее повторение по теме «Сообщества и популяции» | ||||||
| Контроль и коррекция знаний по теме «Сообщества и популяции» тест. | ||||||
| Экосистемы.11 часов | ||||||
| Законы организации экосистем | ||||||
| Законы биологической продуктивности | ||||||
| Агроценозы и агроэкосистемы | ||||||
| Повторение и промежуточный контроль знаний | ||||||
| Саморазвитие экосистем - сукцессии | ||||||
| Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем. Биологическое разнообразие Коми края и проблемы устойчивости экосистем | ||||||
| Биосфера как глобальная экосистема | ||||||
| Экология как научная основа природопользования. Охраняемые территории Коми края и их влияние на здоровье населения и биоразнообразия | ||||||
| Обобщение по теме «Экоститемы» | ||||||
| Контроль и коррекция знаний по теме «Экосистемы» тест | ||||||
| Обобщающее повторение по курсу 1 0 класса | ||||||
Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
| № урока | Название темы | Сроки |
| Социальная экология | ||
| Экологические связи человека. 8 часов | ||
| 1 I | Человек как биосоциальный вид | |
| Особенности пищевых связей человека | ||
| 3 __ | Использование орудий и энергии | |
| 4-6 | История развития экологических связей человечества | |
| Повторение по теме «Экологические связи человека» | ||
| контроль и коррекция знаний по теме «Экологические связи человека» | ||
| Экологическая демография. 6 часов | ||
| Социально-экологические особенности демографии человечества | ||
| Рост численности человечества | ||
| Социально-географические особенности демографии человечества | ||
| Демографические перспективы | ||
| Обобщение по теме «Экологические связи человека» | ||
| Контроль и коррекция знаний по теме «Экологические связи человека» тест | ||
| Экологические основы охраны природы | ||
| Экологические проблемы и их решения. 18 часов | ||
| 15-16 | Современные проблемы охраны природы | |
| 17-19 | Современное состояние и охрана атмосферы. Л/р «Определение загрязнения воздуха» | |
| 20-22 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Л/р «Определение загрязнения воды» | |
| Использование и охрана недр. Экскурсия | ||
| Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Экскурсия | ||
| 25-26 | Современное состояние и охрана растительности | |
| 27-28 | Рациональное использование и охрана животных | |
| От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию | ||
| 30-31 | Экология и здоровье. Л/р «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни». | |
| Контроль и коррекция знаний по теме «Экологические проблемы и их решение» тест | ||
| Обобщающее повторение по курсу 1 1 класса | ||
| Обобщающее повторение по курсу «Экология» |






