Проблема отчуждения и учение о человеке К. Маркса

Если раньше отчуждение человека виделось в запрете свободы, в отсутствии демократии, в низком уровне жизни, в бессмысленной гонке вооружений и т. п., то теперь появились новые вирусы отчуждения: социальные конфликты, технические и гуманитарные катастрофы, терроризм, наркомания и психические болезни, криминализация общества, апатия, конформизм людей и т. п. В обществе, где главной целью человеческого бытия выступают деньги, честь обменивается на бесчестие, правда — на ложь, люди становятся средством для достижения политического и экономического благополучия «элит», жизнь же для честных людей становится нестерпимой. Отчуждение становится универсальным модусом «бытия-в-мире», где проявляются все формы отчуждения:

-Отчуждение человека от общества, результатом которого является индивидуализм и эгоизм;

-Отчуждение человека от человека, которое характеризуется кризисом отношений, нарушением коммуникативных связей и одиночеством;

-Отчуждение человека от самого себя, что ведет к «разделению человеческого «Я», деперсонализации личности и др.;

-Отчуждение человека от труда, его содержания и результатов, отстранение человека от трудовой деятельности, порождение эксплуатации труда, товарный фетишизм и безудержное потребление;

-Отчуждение человека от политики, что ведет либо к пассивной позиции равнодушного наблюдателя, либо к политическому конформизму, неосмысленному соглашательству;

-Отчуждение человека от социальных институтов, которые превращаются в сознании индивида в бюрократические организации, господствующие над ним;

-Отчуждение человека от культуры, выражающееся в бездуховности, в замене действительно культурных ценностей эрзацами «всеобщей массовой культуры», контркультуры и т. д.;

-Отчуждение науки и техники, превращение науки и техники из средства в цель, в результате чего собственная мощь противостоит ему как чужая сила;

-Отчуждение человека от экологии, нарушение естественного равновесия, сущность которого в наличии глубокой бездны между человеком и природой, загрязнение биосферы и человеческого сознания и т. д.;

-Отчуждение человека от морали, что проявляется в аморализме. Высокие нравственные и подлинно человеческие ценности (добро, любовь, дружба, солидарность) подчиняются вещественным взаимоотношениям, злу, насилию безжалостности и эгоизму;

-Мировоззренческое отчуждение — крайний физикализм и рационализм, что порождает скептическую ориентацию и индустриальный фетишизм.

Проблема отчуждения была одной из тех проблем, которые живо волновали мысль молодого Маркса. Он обращается к ней с начала 1840-х годов., а ее первый проникновенный анализ мы находим в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Можно в целом проследить эволюцию взглядов Маркса на понятие отчуждения и выделить некоторые этапы этой эволюции, от острой постановки проблемы до ее окончательного снятия. Мы имеем в виду, в основном, «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкую идеологию» и «Экономические рукописи 1857 — 1858 гг».. Индивид отчуждается от своей собственной сущности. Труд, по образному выражению Маркса, «расчеловечивает» человека. Создавая ценности, человек сам теряет ценность; от человека отчуждается его собственная ценность, но она не испаряется в ничто, а модифицируется в некоего рода «инобытие». Ценность индивида поглощается общественными отношениями, и тут появляется своеобразный феномен общественной жизни, который Маркс позднее обозначил как «товарный фетишизм». Что означает термин «товарный фетишизм»? По Марксу, он характеризуется двумя признаками. Во-первых, это овеществление общественных отношений в сфере производства, и, таким образом, отношения людей корелируются отношениями вещей. Во-вторых, описанное явление приводит к тому, что люди наделяют вещи, продукты труда неприсущими им свойствами. Последним, четвертым фактором отчуждения труда в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» выступает процесс взаимообособления людей. Отчужденный труд в условиях капиталистической частной собственности представлен, таким образом, в возрастающей схеме следствий:

• Самоотчужденный человек (отчужденный труд отчуждает от человека его собственную природу);

• Отчужденный труд (человек лишается собственной деятельной функции);

• Отчужденная жизнь (родовая сущность человека превращается в чуждую ему сущность);

• Отчужденный человек (человек отчуждается от человека).

Человек свободен по-настоящему, если свободен не только «от», но и свободен «для» чего-либо, свободен в самореализации. Свободное время порождает способности которыми можно располагать для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, естественной необходимостью и социальной обязанностью. Свободное Время, а не рабочее в будущем, по твердому убеждению Маркса, будет мерой богатства. Рабочее время всегда остается созидательной субстанцией богатства, но свободное время — само богатство. Однако сама по себе система капиталистического производства заинтересована не в сокращении свободного времени (труда) а в увеличении производства товаров и прибавочной стоимости ее движущей силой и целью является увеличение размеров прибыли — накопления. Данная цель закрепляется на уровне общественного мировоззрения и становится миром человека. Мир эпохи капитализма — это мир, который дан человеку как вещь для технического овладения, в котором людей не убеждают, а руководят и управляют ими. Итак, анализируя капитализм, Маркс пришел к выводу, что до капитализма включительно история человечества складывалась таким образом, что постепенное освобождение из-под власти природы, происходившее в результате технологического прогресса, человек оплачивал возрастающей зависимостью от других людей и произведенных продуктов: прогресс на одном полюсе сопровождался регрессом на другом. Сам Маркс мечтал об обществе, которое живет не ради производства товаров и не ради узкоклассовых интересов, а ради человека, в котором жизнь человека не должна стать средством даже для его индивидуального бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: