Переоценка ценностей европейской культуры в философии Ф. Ницше

Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета разума, Ницше провозгласил "переоценку всех ценностей", переход "по ту сторону добра и зла". "Смерть бога", "богоутрата", переживаемая человечеством, должна облегчить этот путь. Нет никого, кому мы обязаны отдавать отчет в своей жизни, кроме нас самих. Человечество может делать с собой все что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязанность. На основании этой философии Ницше создал свой миф о "сверхчеловеке" - сильной личности, свободной от морали, смирения, открыто тянущейся ко злу как единственной силе созидания, смотрящей в лицо смерти с веселым трагизмом, движимой вперед "волей к власти". Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу "воли к власти". В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность. «Воля к власти» - это не исторический процесс, ведущий к росту числа людей, достойных звания «сверхчеловека». Такой цели у истории нет. «Сверхчеловек» появляется в процессе «вечного возвращения» как уникальный, чрезвычайно редкий дар природы, который становится для всех людей нравственным маяком, создателем новых ценностей. «воля к власти» является той неудержимой естественной силой, которая и определяет динамику процесса переоценки ценностей. Среди ценностей, наполняющих в соответствии с традиционными представлениями жизнь человека смыслом и целью, а на самом деле ведущих к упадку и вырождению, Ницше называет нравственные ценности. Ущербность такой точки зрения, полагал Ницше, проистекает из отсутствия веры в мир, веры, которая позволяет видеть мир таким, какой он есть, и жить в соответствии с тем, что он предлагает. Нельзя во имя мира вымышленного подавлять мир реальный. Подмена веры в естественное становление жизни верой в несуществующий моральный идеал ведет к обесцениванию жизни, утрате ее смысла. Мораль, лишенная веры в мир, считает Ницше, приведет к тому, что «именно по моральным соображениям однажды перестанут делать добро». Нельзя забывать, что «воля к власти» - духовный принцип мироздания. Не случайно свою критику религии философ начинает не с материалистического утверждения «Бога нет», а исторического: «Бог умер» в духовной жизни его эпохи, и задача заключается в том, чтобы понять, почему это произошло. Ответ Нищие, на первый взгляд, парадоксален: в смерти Бога повинно само христианство, вся его история. Христианство придало миру, который движется наугад и не имеет цели, цель - освобождение его от зла. Но эта цель придуманная, она навязана миру, чтобы утвердить Бога. В таком случае Бог становится ответственным за все невзгоды и страдания человечества, а люди, веря в Бога, избавляются от ответственности за свою историю. Несостоятельность христианства Ницше видит в том, что религиозное учение подходит к миру с ценностными суждениями, придавая ему то, чего в нем нет. Мир, следовательно, принимается не таким, какой он есть, и о нем судят через сопоставление с тем, чем он должен быть - царством небесным, с миром вечных идей и т.п. Но того, что должно быть, не существует, и нельзя осуждать этот мир от имени «Ничто». Избавленный от ценностей в результате их несовершенства, человек остается один, без Бога, но приобретает свободу. Однако свобода от груза ценностей и идеалов - нелегкая свобода, она, скорее, бремя свободы, которое давит на человека не меньше, чем груз ценностей. Переставая верить в бога, человек становится ответственным за все, что творится на земле. Конечно, Ницше прекрасно понимал, что человечество, освобожденное от груза ценностей, стоит на пороге произвола, который ведет к анархии, а анархия - к рабству. Если существующие ценности, определявшие закон жизни, умерли, то разум должен взять на себя обязанность найти новый закон жизни и построить на нем иную систему ценностей. Ницше полагал, что новые ценности могут быть найдены в мире, где четко определено возможное и невозможное. Если мир не преследует никакой цели, если его нельзя осуждать, и человек не может поэтому быть судьей, то мир надо принимать таким, какой он есть, и тогда отчаяние сменится радостью свободы, ибо быть свободным - это значит отказаться от цели. Свободен тот, кто без всякого принуждения остается таким, какой он есть, в мире таком, каков тот есть. Принять мир таким, какой он есть, может только «невинное дитя», своего рода «чистая доска» человеческого духа. Этика «любви к дальнему» рассматривается философом как отрицание ходячей этики благодетельных мещан, главный смысл жизни которых в элементарной пользе, постоянных заботах о личных благах, о достатке и благополучии семьи и близких. Если отличительная черта любви к ближнему - сострадание, то «любовь к дальнему» - это даже любовь не к человеку, а к «призракам», к которым Ницше относит такие ценности как справедливость, достоинство, честь, свобода. Отсюда отличительная черта этики «любви к дальнему - бескорыстие, т.е. то, что можно выразить тезисом - «не хлебом единым». Любовь к дальнему - любовь творческая, деятельная. Она с необходимостью приобретает форму борьбы за идеалы с теми, кто видит смысл жизни в материальных благах и удовольствиях. Для Ницше жить по морали «любви к дальнему», быть идеалом морального и интеллектуального совершенства - естественная миссия сверхчеловека. Именно в сверхчеловеке находит свое полное выражение «воля к власти». Весь пафос нравственного учения Ницше заключается в том, что стремление к власти не есть жажда господства над людьми силой кесаря. Однако судьба философии Ницше была трагичной, ее высокий нравственный потенциал был извращен, отброшен, а негативные стороны учения были использованы реакционными идеологиями XX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: