- стиль воспитательных отношений – НЕУСТОЙЧИВЫЙ.
- девиз воспитания: «ТО ТАК, ТО ЭДАК»
- особенности воспитания в зоне V:
- неустойчивость эмоционального отношения, контроля за поведением;
- неустойчивость в применении санкций (V A);
- родители робеют, пасуют перед ребенком, неуверенны в правильности своих действий;
- родители подвержены настроению (V A);
- испытывают чувство вины перед ребенком;
- навязывают ребенку роль собственной подружки, дружка, плакательной жилетки (V Б);
- формируются черты характера в зоне V: раздражительность, истеричность, упрямство, негативизм, своеволие, словесная и физическая агрессия; усиление акцентуации: сенситивной, тревожно-мнительной, неустойчивой, истероидной, астено-невротической.
Пути коррекции для зоны V: единство действий и требований по отношению к ребенку, доброжелательное, спокойное отношение, приучение к адекватным формам поведения и реагирования, трудотерапия, психотренинг.
- особенности воспитания в зоне VI A: то жестокая гиперпротекция (повышенное внимание), то жестокая гипопротекция (никакого внимания), сочетающиеся с тиранией и деспотизмом. Роль ребенка: козел отпущения, мальчик для битья.
|
|
- формирующиеся черты характера в зоне VI: см. зона III; IV, а также усиление акцентуации гипертимного, неустойчивого, конформного типа.
- особенности воспитания в зоне VI Б: это стиль свойственен сверхзанятым родителям, которые испытывая чувство вины перед ребенком, компенсируют недостаток внимания потаканием прихотей, откупом.
- формирующиеся черты характера в зоне VI Б: развитие демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера (см. приложение 3).
Пути коррекции:
для зоны VI А: см. зона III.
для зоны VI Б – психотренинг, расширение социальных контактов, вовлечение в интересные формы досуга.
Приложение 5
Алгоритм действий социального педагога в преодолении
неуспеваемости
Порядок выявления причин неуспеваемости | Источники и способы получения | Знания, умения, навыки социального педагога | Способы нейтрализации причин неуспеваемости | Способы реализации, взаимодействия, ответственность | ||||
1. Изучение субъективных мнений по поводу неуспеваемости: а) мнение самого ребенка; | Разговор с ребенком на основе устного или письменного (с указанием даты, времени) приглашения для беседы | Снимать напряжение; проявить чувство юмора, формировать доверие и не злоупотреблять им; вести беседу (слушать, соотносить сказанное и недосказанное, задавать вопросы, договариваться и т.д.) | Умения педагога общаться на основе доброжелательного отношения и искреннего интереса к личности ребенка | |||||
б) мнение тех педагогов, у кого школьник не успевает; мнение тех, у кого успевает; мнение классного руководителя; мнение родителей; | Беседа, случайные высказывания То же, посещение на дому | Слушать, анализировать высказывания, фиксировать отношение как: доброжелательное (почему?); равнодушное; явно недоброжелательное: раздражение? обида? угроза? (почему?); | Вызывать сочувствие к судьбе и проблемам ребенка. Обосновать причины отрицательных форм поведения и поступков ученика. Показывать его положительные и сильные стороны. Убеждать и побуждать к изменению форм взаимодействия с учеником, изменению отношения к нему на доброжелательное. Учить педагогов менять стереотипы собственного отношения и поведения | В личных беседах; через занятия на предметных МО; через обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме при поддержке завуча, руковод. МО, зам. дир. по ВР, директора | ||||
в) Мнение друзей, одноклассников (по необходимости) | Опосредованное получение информации | Общаться с учениками в соответствии с их особенностями, потребностями; знать эти особенности; соблюдать профессиональную этику | ||||||
2. Изучение предполагаемых объективных причин: а) страх перед учителем, обида (ожидание неприятностей, настроенность на конфликт); | На основе субъективных высказываний и личных наблюдений при посещении уроков | Способность понимать, что причина страха, обид кроется в недоброжелательном отношении учителя (оскорбление, презрение, унижение, угроза), следствие этого — избегание встречи, прогул, попытка защититься или отомстить (делает назло, хулиганит, грубит) | Изменение отношения учителя к ученику и форм поведения во взаимодействии с ним. Организация помощи учителям в изменении стереотипа восприятия ученика | Занятия в рамках: предмета МО Психолого-педагогический консилиум | ||||
б) страх перед деятельностью, настроенность на неудачу, провал; | То же (высказывания типа: «У меня все равно не получится», «Я тупой») | Способность понимать, что причина страха - стойкое отсутствие успешности, запущенность учебного материала, а следствие -отказ, избегание деятельности и недисциплинированность на уроке, прогулы | Организация индивидуальной систематической по-мощи до устойчивых положительных результатов со стороны учителя, одноклассников, старшеклассников, родителей). Кон-роль, приучение к самодеятельной работе по плану | При содействии и под контролем завучей, руководителей предметных МО, директора (по необходимости) | ||||
в) несформированность учебных навыков: счета, чтения, письма, умения выделять главное, выражать мысль, исправить ошибку, и т.д. | Выявление с помощью конкретных заданий | Убедить завучей и руководителей МО в необходимости выявления и организации помощи учащимся: | Организация групповых или индивидуальных тренировочных занятий во время или после уроков | Ответственность несут завучи руководители МО | ||||
г) неразвитость основных психических и мыслительных процессов: памяти, внимания, воображения, мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) и т.п.; | Диагностика психолога | Организовать тестирование у психолога; взаимодействовать с психологом по организации занятий с учителями-предметниками убедить завучей и рук. МО в необходимости занятий. | Организация групповых тренировочных занятий по развитию мыслительных процессов для учащихся, обучение развивающим приемам педагогов-предметников; внедрение в практику развивающих приемов на уроках; анализ действий и результатов в динамике. | Через предметные МО. Ответственность несут завучи и руководитель МО | ||||
д) слабое здоровье и как следствие - низкая работоспособность, утомляемость | Анализ медицинских данных: беседа с родителями; консультация у педиатра | Соотносить данные по здоровью с данными по успеваемости: | Организация лечения до или параллельно с организацией психолого- педагогической поддержки или помощи: | При участии родителей и специалистов-врачей | ||||
е) нарушение отношений с одноклассниками: комплексы по различным поводам и как следствие этого застенчивость, неловкость, стыдливость, избегание контактов и т.п.; особенности характера, (неуживчивость, агрессивность, аффективность и т.п.);сложившиеся стереотипы поведения, мешающие развитию товарищеских отношений | Психологические тесты беседы; опосредованное получение информации; личные наблюдения. | -взаимодействовать с психологом и классным руководителем; -владеть некоторыми методиками изучения отношений, особенностей личности, удовлетворения жизнью в классе, школе и т.п.; -знать особенности акцентуаций характера и их причины; -общаться с учащимися в соответствии с их возрастом, полом, темпераментом; организовывать психолого-педагогическую коррекцию и поддержку самостоятельно и силами специалистов школы | -организация тренингов общения личностного роста; -организация психологического театра для проигрывания и анализа ролей и ситуаций реальной жизни; -оздоровление психологической атмосферы в классе (основа отношений - дружба, товарищеская забота); -организация получения положительного опыта общения в сфере досуга; -вовлечение в общественно полезную деятельность в школе; -организация досуга и общественно полезной деятельности за пределами школы; -дать возможность учащимся получить консультацию специалиста по волнующим вопросам, проблемам. | Ответственность несут психолог и социальный педагог Кл. рук. во взаимодействии с психологом и соц педагогом Зам. директора по ВР, педагог-организатор Кл. рук., зам. дир по ВР, пед.-орг. Социальный педагог Социальный педагог, психолог, зам дир. по ВР | ||||
ж)неблагополучие в семье: тяжелая психологическаяатмосфера, поэтому учащийся не может сосредоточиться на учебе; недоброжелательное, равнодушное отношение к нуждам, состоянию, проблемам ребенка; нет условий для полноценного учебного труда места для выполнения домашних заданий, не соблюдается режим дня (не высыпается, просыпает, опаздывает и т.д.) нет уважения к интеллектуальному труду ребенка и т.п.; крайняя нищета (отсутствие обуви, одежды, канцелярских принадлежностей и т.п.); гиперопекающий стиль воспитания | Беседа с учащимися, тесты, сочинения, наблюдения, анализ посещения семьи | налаживать контакт с семьей школьника с позиции «не суди»; владеть техникой ведения беседы; владеть приемами снятия напряжения, настроенности на конфликт; формировать доверие и не злоупотреблять им; выявлять стили семейного воспитания; диагностировать уровни родительско-детских отношений; владеть способами и приемами коррекции родительско-детских отношений; организовывать и проводить групповые занятия для родителей, имеющих проблемы в воспитании детей (совместно с психологом); разрабатывать тематику, организовывать родитель ский всеобуч (совместно с зам. дир. по ВР); уметь вести индивидуальные консультации; знать специфику и особенности развития семьи на разных этапах ее жизнедеятельности; взаимодействовать со специалистами различных служб | помочь создать более спокойную атмосферу в семье; помочь родителям, заметить состояние ребенка; в случае необходимости привлекать службы социальной, психологической помощи, милицию; помочь родителям увидеть положительные качества ребенка, вызвать сочувствие, «повернуться» к нему, осознать значимость родительства для самих родителей; в экстренных случаях (жестокое обращение) изолировать ребенка от родителей; помочь родителям осознать важность и необходимость наладить быт ребенка, режим труда и отдыха; обеспечить социальную помощь через соответствующие органы и силами родительского комитета школы; помочь осознать причины неверного воздействия; помочь спрогнозировать последствия для ребенка; научить новым формам поведения и взаимоотношений. | Организация индивидуальных консультаций, групповых занятий по проблемам всеобуча; участия родителей в психолого-педагогическом консилиуме; индивидуальный патронаж отдельных семей. Соц. педагог работает при поддержке класс, руководителя, психолога, зам. директора по ВР и членов ППК. | ||||
Приложение 6
|
|
|
|
|
|