double arrow

Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации.

В социологии выделяют 3 вида (метода) анкетирования:

· Раздаточное анкетировани е – самый эффективный из всех видов анкетирования, так как происходит стопроцентный возврат анкет

· Почтовое анкетирование. Здесь анкеты распространяются по почте и, при наличии конверта с обратным адресом, к социологу возвращается от 40% до 60% анкет (без конверта от 7% до 11%).

· Прессовое анкетирование. Здесь анкета печатается в газете либо журнале. Самый неэффективный метод (вид) анкетирования, так как возвращается от 1% до 3% анкет.

Анкета – инструментарий исследования, в котором находится совокупность вопросов по проблеме исследования (соответствуют целям и задачам исследования). Анкета состоит из 4 частей:

1) Вводная часть (обращение к респонденту). Называется тема (проблема) исследования, называется организация, которая проводит анкетирование, указывается принцип анонимности. Даётся инструкция по заполнению анкеты. Выражается благодарность за участие респондентов в анкетировании.

2) Основная часть. Находится от 20 до 40 вопросов по проблеме исследования (при аналитическом исследовании в основной части анкеты может быть до 80 вопросов). Все вопросы основной части располагаются в соответствии с целями и задачами исследования.

3) Заключительная часть (паспортичка, блок социально-демографических вопросов). Содержит вопросы о личности респондента. Сюда обязательно входят следующие вопросы:

- ваш пол (мужской, женский)

- ваш возраст (разбивается на промежутки 3-5 лет)

- ваш социальный статус (учащийся/студент, предприниматель/бизнесмен/фермер, работник государственной сферы, наёмный работник негосударственной сферы, военнослужащий, пенсионер, безработный, домохозяин)

- ваше образование (базовое, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее/высшее)

- место жительства (городская местность, сельская местность)

4) Путь возврата анкеты. Даётся адрес, по которому анкету возвращают социологу (при почтовом и прессовом анкетировании)

1) Открытые вопросы – в них не даётся вариантов ответа и сам респондент отвечает на вопрос так, как считает нужным.


2) Зарытые вопросы – здесь даются варианты ответа, и респондент может выбрать один или несколько вариантов ответа. Делятся на два вида:

А) альтернативные вопросы – два варианта ответа (да, нет)

Б) вопросы-меню – содержат от 5 до 20 вариантов ответа

3) Полузакрытые вопросы – здесь даётся несколько вариантов ответа, последним из которых идёт вариант «иное» или «свой вариант ответа»

4) Вопросы-фильтры – они отсеивают тех респондентов, которые не знакомы с проблемой исследования и не могут дать социологу необходимую информацию

5) Контрольные вопросы – они контролируют искренность ответов респондентов (всегда взаимосвязаны с основными вопросами темы)

6) Основные вопросы – они наиболее полно освещают проблему исследования и соответствуют задачам исследования (конкретизируют и уточняют их)

7) Вопросы об отношении к чему-либо – они выясняют, как относится респондент к той или иной проблеме и какие пути решения данной проблемы он видит

8) Вопросы о фактах – выясняют, как относится респондент к тем или иным фактам социального и иного характера, которые характеризуют проблему

9) Вопросы о мотивах – уточняют мотивацию поступков респондентов, их ценности и интересы

10) Вопросы о социальных явлениях – уточняют, какого рода социальные явления влияют (позитивно/негативно) на проблему и выясняют поступки (действия) респондентов в отношении данных социальных явлений.

1) Социологическая анкета обязательно должна содержать 3 части – вводную, основную и заключительную (4 часть анкеты даётся при почтовом и прессовом анкетировании)

2) Структуру частей анкеты нарушать нельзя

3) Вопросы в анкете должны быть обязательно пронумерованы

4) В целом анкета должна содержать 25-40 вопросов по проблеме исследования

5) Нельзя переносить при оформлении анкеты с листа на лист вводную и заключительную части. Основную часть переносить можно

6) Нельзя отделять варианты ответов на вопрос от формулировки самого вопроса (переносить с листа на лист)

7) Вопросы анкеты должны быть краткие по объёму и конкретные по смыслу

8) Вопросы не должны содержать смысловой двойственности (2 вопроса в одном вопросе формулировать нельзя)

9) Вопросы должны быть понятными для всех социальных групп респондентов

10) Вопросы не должны затрагивать индивидуально-скрытые характеристики личности и должны быть корректные

11) Вопросы анкеты не должны содержать специфической терминологии понятной какому-либо определённому кругу респондентов

12) Вопросы в анкете должны располагаться блочно в зависимости от задач исследования (в отношении каждой из задач исследования разрабатывается несколько вопросов анкеты)

13) Варианты ответов на вопрос должны соответствовать смысловой формулировке данного вопроса

Достоинства:

+ за короткий промежуток времени можно охватить большое количество респондентов

+ анонимность анкетирования

+ сравнительно дешёвый метод сбора информации

+ нет психологического барьера между социологом и респондентом

+ можно опросить респондентов, которые находятся на дальнем расстоянии от социолога (почтовый и прессовый опрос)

Недостатки:

- большой объём информации для анализа и обработки

- если респонденту неясен вопрос анкеты, рядом нет социолога, который оказал бы ему помощь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: