Герменевтика как направление в философии XX в

Герменевтика — наука о понимании, изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ в., ее основатель — Ганс Гадамер. Его предшественники — Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и как результат познания.

Именно в XIX в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика превращается в специфический метод общественных наук, призванный обеспечить понимание общественных событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего закона. В XX в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии. Так, у Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» социальной философии, поскольку понимание есть форма существования общественной жизни и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в кругу языка, что роднит герменевтику с неопозитивистским анализом языка. В рамках франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти», служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса она выступает одним из консолидации различных течений современной буржуазной философии. Герменевтика процедуры может быть использована в исторических, юридических и др. науках, имеющих дело с анализом, объективированным результатом сознательной человеческой деятельности.

По определению Ганса-Георга Гадамера, задача философской герменевтики — «раскрыть герменевтическое» измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Никакое сознание не может что-то знать, не используя сформулированные в языке знания других людей, знания, накопленные предшествующими поколениями.

В своей главной работе «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики» (1960 г.) Гадамер показывает, как в мышлении и миропонимании каждого человека проявляется «авторитет традиций». В каждом феномене сознания в акте мышления участвуют бесчисленные «предрассудки», убеждения или предположения прошлых поколений, переплетение разных идеологий. Историзм Гадамера претендует на обоснование исторического подхода к унаследованному знанию и взглядам на раскрытие связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений.

Распространение герменевтики Гадамера связано с началом научно-технической революции и ее социальными последствиями: появлением мощных средств массовой коммуникации и т. д.

Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, неизбежность имморализма мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и «живущем в языке» знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов «ложного» сознания, идеологией, предрассудками и результатами новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.

Меняется значение слов, их смысл, появляются новые слова, которые иной раз входят в сознание с искаженным пониманием того, что в них выражено. Этот аспект связи языка и мышления также попытался уловить Гадамер.

Главный итог новейшей философской герменевтики — абсолютизация идеологического характера общественного сознания и распространение и обоснование скептицизма по отношению ко всем видам идеологий (в т. ч. науки и техники).

Философы-герменевтики связывают язык не столько с мыслью, сколько с манипуляцией над мышлением, и ищут пути уже не столько для раскрытия «ценных тайн» языка, сколько для спасения сознания от идеологии, а значит, от языка. Истолкование текста и всех явлений языка в новейшей герменевтике переплеталось и слилось с «критикой идеологии».

Герменевтика требует признать предпосылочность научного знания. Объективность науки включает в себя метод аппликации, также свойственный искусству и поэзии. Аппликация выполняет роль соотношения фактов с определенной исторической эпохой, нельзя понять какое-либо событие в жизни человека, исходя из абстрактного представления о нем. Герменевтики говорят о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событий в нашем понимании.

Современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. Герменевтика интегрирует научные знания в практическое сознание. Основная проблема герменевтики — проблема понимания. Герменевтика — «техника истолкования», она связана также и с развитием методологии науки.

Понимание может трактоваться как:

  • некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания;
  • как некая научная роскошь, без которой можно обойтись;
  • как сугубо личностный и психологический феномен.

Однако герменевтика претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Проблемы и последствия герменевтики:

  • герменевтика приводит к одушевлению всех предметов. Природа полна смысла, надо его только вычленить;
  • герменевтика — увлечение языком, а познание — дешифровка;
  • остался неопределенным момент разделения рационального объективизма и личностного субъективизма.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: