Общая характеристика и основные черты русской философии

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только русская культура, но и философия. Рядом с именами Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского стоят имена таких философов, как Чаадаев, Хомяков, Герцен, Чернышевский, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Лосев.
Принятие христианства русским народом явилось поворотным пунктом в его развитии. Был выбран византийский вариант христианства, в соответствии с этим в р.ф. стали преобладать теоцентрические («теос» - Бог) идеи. Это продолжалось до эпохи Петра 1. Реформы Петра 1 положили начало энергичному освоению достижений западной философии. В частности, были популярны воззрения Вольтера, Руссо, позднее - Канта, Фихте, Гегеля.
Начало развития непосредственно русской философии относится к первой половине 19 века. В 40-50 годы 19 века активно велись идейные споры о будущих путях развития России. В связи с этим русская интеллигенция разделилась на западников и славянофилов. Западники ориентировались на европейскую модель развития, славянофилы отстаивали самобытный путь России, видели ее будущее в крестьянской общине, в православии, в соборности русского народа.
А.С.Хомяков, принадлежащий к славянофильству, считал истинной религией православие, именно в нем он видел соборность, т.е. общинность, сочетание единства и свободы, опирающаяся на любовь к Богу.
Поздний славянофил Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, есть определенные типы цивилизаций, всего их 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-культурный тип.
Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, к которому тяготел Достоевский. «Почва» для Достоевского - это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному усовершенствованию.
Идеи славянофильства были также близки и Л.Н.Толстому. Толстой был занят богоискательством, призывал к непротивлению злу и насилию.
Западники, в отличии от славянофилов, были убеждены, что россиянам надо учиться философии у Запада.К ранним западникам относят Чаадаева, Станкевича, Белинского, Герцена. Особо выделялся Герцен. Диалектику Гегеля он оценивал как «алгебру революции». Все философские построения Г. пронизаны идеей единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления. В политической области Г. стремится к достижению общества без насилия и антагонизма. Будущее России он связывал с идеалами народного социализма.
Русская философия второй половины 19 века вывела на сцену совершенно оригинальных философов, таких как Владимир Сергеевич Соловьев. Он разработал новую философскую систему, которая называется философия положительного всеединства. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие выступает как мировая душа - София. Греческий термин София означает мудрость. У Соловьева София - это результат божественного мастерства и творчества. Человек творит вместе с Богом, поэтому человечество становится Богочеловечеством.Для Соловьева гарантом спасения человечества является любовь, единение добра, истины и красоты.
Судьба русской философии в 20 веке оказалась во многом трагичной, связанной с революциями 1905 и 1917 года. Группа видных интеллигентов, среди которых был Бердяев была выслана из страны. Многие философы, подобно Флоренскому, погибли в тюремных застенках.
Бердяев считал, что воскресение достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: