Славянофилы и западники

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Русская философия начинает свое существование с XIX века. Являясь частью мировой философской мысли, она в то же время представляет совершенно самостоятельное направление со своей тематикой и специфическим подходом к решению самых существенных философских проблем. Русская философия является философией предупреждения. Ее главной идеей является нравственный запрет на любые социальные изменения и социальные проекты, которые рассчитаны на принуждение и насилие над личностью.
В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русская общественная и философская мысль разделилась на два направления: западничество и славянофильство. Представители западничества, или западники, утверждали, что Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу. Идеологию западников поддерживали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Их работы в основном воспроизводят идеи крупных западноевропейских мыслителей: Гегеля, Фейербаха, французских материалистов.
Лидеры славянофильства (представители:А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин) выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного и в чем-то противоположного западноевропейскому. Они считали, что плоды цивилизации в Европе в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень высокой ценой - потерей целостности человеческой личности, превращением человека из "образа и подобия божьего" в простую статистическую единицу буржуазного рынка.
Славянофильство является оригинальным русским философско-идеалистическим течением. В его основе лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации, ибо именно православие сформировало те исконно русские начала, тот "русский дух", который создал русскую землю в ее бесконечном объеме.
Славянофилы рассматривали народ как некий постоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем особую неизменную духовную сущность. Предназначение великих личностей состоит в том, чтобы быть представителями этого народного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, насколько они сумели выразить стремления и желания народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: