Проблема места Росси в истории в работах российских мыслителей

Философская мысль в России развивалась под влиянием и одновременно в постоянной полемике с западными философствованием. Поэтому в России были представлены все западные школы 19 в. и начала 20 в.: идеи позитивизма разрабатывал П. Лавров, Н. Михайловский, К.Д. Кавелин, идеи материализма нашли воплощение в работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д. Писарева, М. Сеченова, под несомненным влиянием Гегеля творили Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин. Неокантианство было представлено А.И. Введенским, И.И. Лапшиным.

В то же время в России были мыслители, чьи работы выразили самобытность русской философской культуры. Для них характерна религиозная ориентация, веру они ставят выше знания, считая рациональное познание ограниченным, широко используют интуитивные методы, стремятся к целостному восприятию мира в нерасчлененности гносеологических, этических и эстетических его сторон. Они большое внимание уделяют учению о бытии, моральной проблематике, исследованию внутреннего мира человека. Вопросы исторических судеб нашей страны, ее будущего – в центре внимания философов. Различное их решение, в свою очередь, обусловило возникновение двух противоположных общественно-политических ориентаций – славянофильства и западничества.

Западники: П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.), Н. В. Станкевич (1813-1840гг.), Герцен, Гроновский, Боткин, Тургенев считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентируются на развитие науки, естествознание. Герцен Александр (1812-1870) - существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение. Белинский (1811-1848) - духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция.

К философскому направлению “Славянофилы” принадлежали: И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860), Самарин, братья Аксаковы. Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления. Славянофилы видели и вскрывали противоречия между властью и обществом, между народом и дворянством.

Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Много ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В.И.Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858-78.

В 60-70гг. представителями славянофильской традиции выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни, из которых выводится самобытный путь России. Достоевский рассматривает антропологические проблемы и проблемы оправдания бога. Человек - это противоречие темных и светлых сторон, сознательного и бессознательного. Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания, преступления и наказания. Достоевский делит ист-ю человечества на 3 части: патриархальность, цивилизация, христианство. Соц-зм Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения человечества. Главное же - нравственное самоусовершенствование. Толстой (1828-1910) пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Идеи Толстого - панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только моральное сознание.

Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: