Средневековая философия. Смысл теоцентрической парадигмы

Вэтот период господствующей становится религиозная идеология(теоцентризм, от греч. theos – бог). В соответствии с христианским вероучением, мир рассматривается как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассмотрение знания как божественного откровения. Именно в эту эпоху зародилась философия истории, неразрывно связанная с осмыслением логики исторического процесса и общественного прогресса. Проблема духовности, поставленная средневековыми мыслителями, имеет непреходящее значение и особенно четко актуализируется в переломные периоды развития общества. Для адекватного понимания процессов общемировой культуры необходимо изучить особенности той эпохи, которая обусловила появление теоцентрической парадигмы мышления.

В отличие от античности, феодальный способ жизни продуцировал видение реальности по образу и подобию духа. Форми­ровалось представление о человеке как о существе не только природном, но и имеющем бессмертную душу. Вещный мир трактовался как внешняя види­мость в противоположность духовному миру. Поэтому мировоззренческим содержанием средневековой философской парадигмы становится религиозно-идеальная интерпретация действительности, а высшим критерием реальности провозглашается духовность. Земной и божественный миры воспринимаются как несоизмеримые; в то же время, спасение человека связывается с искуплением через страдания и смерть. Формирование средневековой философской парадигмы завершается к IV в. провозглашением на Никейском соборе (325 г.) основных догматов христианского вероучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: