1. биологическую жизнь
2. функционирование общества
3. сосуществование человека и природы
4. существование чего-либо вообще
Индивид — это понятие характеризует человека как одного из людей, как представителя биологического вида Homo Sapiens. Новорожденный уже является индивидом.
Индивидуальность — 1) в биологии индивидуальность включает в себя специфические черты, присущие определенному организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств; 2) в психологии под индивидуальностью понимаются особые черты конкретного индивида. Отличающие его от других людей. Понятия «индивид» и «индивидуальность» раскрывают биологическую сущность человека.
Личность — это понятие раскрывает социальную сущность человека, так как личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения, восприятия принятых в обществе культурных норм, нравственных ценностей, правил поведения, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и воспитания, овладения речью и мышлением. В противном случае может возникнуть «эффект Маугли»: человек, растущий в изоляции от общества, остается на уровне индивида, он не сможет приобрести социально значимых черт, социального статуса (См. тему 5). Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успешности зависит степень реализации личности в процессе общественной жизни. Социализация происходит под воздействием агентов и институтов социализации.
|
|
Агенты социализации — это конкретные люди, отвечающие за социализацию индивида. К агентам первичной социализации относятся родители, родственники, учителя (ближайшее окружение человека), оказывающие определяющее влияние на формирование личности. К агентам вторичной социализации относятся сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие. Они играют заметно меньшую роль.
Институты социализации — это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют ее: первичные — семья, школа; вторичные — вуз, производство, армия и т. д.
Функциями агентов и институтов социализации являются:
— обучение культурным нормам и образцам;
— контроль за полнотой их усвоения через поощрения и наказания.
2 Выделяют два основных уровня познания — чувственный (эмпирический) и рациональный.