Законодательные, нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере туризма

Оказание туристских услуг - это предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Большинство норм Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы. Первая группа - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.

Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту";
- постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта";
- постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации";
- Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142;
- Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310, и др.
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), лежащих в основе сертификации туристских услуг:
- ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения";
- ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов";
- ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" и др.

ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования", введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны - иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, т.е. проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности - это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.

Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Таможенный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ, глава 48 "Страхование"; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 371 "О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 "О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации".

67. Договор страхования туристов и туристских организаций.


68. Заключение договора при страховании туристской деятельности.


69. Права и обязанности субъектов страхования.

Субъекты этого вида страхования, как и субъекты других видов социального страхования, наделены правами и обязанностями, которые студенты должны знать и уметь разъяснять.
Застрахованное лицо имеет право на:
- страховое обеспечение;
- участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;
- обжалование акта о расследовании страхового случая в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;
- защиту своих прав и законных интересов;
- бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;
- обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;
- получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях и др.
Застрахованные лица обязаны:
- соблюдать правила и инструкции по охране труда;
- извещать страховщика об изменении местожительства или места работы, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страхового обеспечения или утрату права на его получение;
- выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные сроки.
Страхователь имеет право участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу, требовать привлечения органа исполнительной власти по труду к проверке правильности утвержденных ему размеров страхового тарифа и др.
К основным обязанностям страхователя относятся:
- своевременная регистрация в качестве страхователя;
- своевременная и полная уплата страховых взносов;
- создание безопасных условий труда, предотвращение наступления страховых случаев;
- обучение застрахованных лиц безопасным методам и приемам работы;
- извещение страховщика о наступлении страхового случая в течение суток;
- предоставление застрахованному лицу заверенных копий документов, необходимых для назначения страхового обеспечения, и другие.
Среди прав страховщика необходимо назвать:
- установление надбавок и скидок к страховому тарифу;
- участие в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного лица в учреждении медико-социальной экспертизы;
- проверка информации о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы и др.
Помимо указанных выше прав, страховщик обязан регистрировать страхователей, осуществлять сбор страховых взносов, выплачивать страховое обеспечение, разъяснять субъектам страхования их права и обязанности, хранить конфиденциальность полученных сведений о страхователе и застрахованных лицах, формировать страховые резервы и др.
Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения страхового обеспечения. Если страхователь указал недостоверные сведения, то понесенные страховщиком расходы не засчитываются в счет уплаты страховых взносов.
В случае сокрытия или недостоверности сведений, представленных для подтверждения права на получение страхового обеспечения, виновные лица обязаны возместить страховщику выплаченные суммы добровольно или на основании решения суда.
Студентам следует твердо усвоить права и обязанности субъектов рассматриваемого вида социального страхования, процедуру расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, знать, за какие правонарушения субъекты могут быть привлечены к ответственности и в каком объеме.


70. Последствия увеличения вероятности страхового риска в период действия договора.

1. В период действия договора страхователь (выгодоприобретатель) обязан незамедлительно сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, которые он сообщил страховщику при заключении договора, если они могут негативно отразиться на вероятности страхового риска. А таковыми признаются изменения, предусмотренные в договоре страхования (страховом полисе) и переданных страхователю правилах страхования.

2. Страховщик, уведомленный об обстоятельствах, которые могут повлиять на увеличение вероятности страхового риска, вправе потребовать изменения условий договора страхования или уплаты дополнительной страховой премии соразмерно предполагаемой опасности. Если страхователь возражает против изменения условий договора или доплаты страховой премии, страховщик вправе потребовать его расторжения в соответствии с предусмотренными правилами.

3. При неисполнении страхователем регламентированной в п. 1 настоящей статьи обязанности страховщик вправе потребовать расторжения договора страхования и возмещения связанных с этим убытков (п. 5 ст. 453).

4. Страховщик не вправе требовать расторжения договора страхования, если обстоятельства, угрожающие повышению страхового риска, уже отпали.

5. При личном страховании последствия изменения вероятности страхового риска в период действия договора, указанные в пп. 2 и 3 настоящей статьи, могут наступить, только если они прямо предусмотрены в договоре.


71. Прекращение действия договора страхования.

Прекращение действия договора страхования - договор страхования прекращается в случаях:
- истечения срока действия,
- исполнения страховщиком обязательств перед страхователем в полном объеме;
- неуплаты страхователем страховых взносов и в др.


72. Недействительность договора страхования.

Договор может быть признан недействительным с момента его заключения, если:

 он заключен после страхового случая;

объектом страхования является имущество, подлежащее конфискации.

Недействительность договора страхования устанавливается судом.

В ГК РФ приводятся основания недействительности договоров страхования, которых не было в ранее действовавшей редакции Закона «О страховании», а именно:

  • договор страхования имущества заключен при отсутствии страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества (ст. 930);
  • отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица (ст. 934);
  • сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений, имеющих значение для определения вероятности страхового случая и размера возможных убытков (ст. 944);
  • завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя (ст. 951).

В соответствии со ст. 940 ГК РФ несоблюдение письменной формы влечет недействительность всех договоров страхования, кроме обязательного государственного страхования. Все условия, ничтожность которых прямо не установлена в нормах гл. 48 ГК РФ, признаются недействительными только в судебном порядке, а до судебного решения действуют.


73. Замена страхователя в период действия договора страхования.

Замена страхователя в договоре страхования. 1. В случае смерти страхователя, заключившего договор страхования имущества, права и обязанности страхователя переходят к лицу, принявшему это имущество в порядке наследования. В других случаях замены страхователя его права и обязанности переходят к новому собственнику с согласия страховщика, если договором или законом не установлено иное.

2. В случае смерти страхователя, заключившего договор личного страхования в пользу третьего лица, права и обязанности, определяемые этим договором, переходят к третьему лицу с его согласия. При невозможности выполнения этим лицом обязанностей по договору страхования его права и обязанности могут перейти к лицам, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности по охране прав и законных интересов застрахованного лица.
3. Если в период действия договора страхования страхователь судом признан недееспособным либо ограничен в дееспособности, права и обязанности такого страхователя осуществляют его опекун или попечитель. При этом страхование ответственности заканчивается с момента прекращения или ограничения дееспособности страхователя.
4. При реорганизации страхователя, являющегося юридическим лицом, в период действия договора страхования его права и обязанности по этому договору переходят с согласия страховщика к соответствующему правопреемнику в порядке, определяемом законодательными актами Российской Федерации.

74. Производство страховой выплаты.

Производство страховой выплаты осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования или законом на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата).
Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом. При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, банков, медицинских учреждений и других предприятий, учреждений и организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая; он вправе также самостоятельно выяснять причины и обстоятельства страхового случая. При этом предприятия, учреждения, организации, банковские, коммерческие и другие образования обязаны сообщать страховщикам по их запросам сведения, составляющие коммерческую тайну.
Страховщик, в свою очередь, не должен разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (например, в судебных показаниях).

Основные правовые факторы, определяющие необходимость страховых выплат:

1. Факт страхового случая, происшедшего в период действия договора страхования. Страховая выплата производится либо за сам факт наступления страхового случая, либо за его оговоренные в договоре последствия (например, потеря здоровья в результате несчастного случая). При страховании на дожитие и на случай смерти (кроме самоубийства) основанием для страховой выплаты является факт дожития страхователя до окончания срока, указанного в договоре, либо факт смерти.
2. Установление причин и обстоятельств наступления страхового случая. Акт о страховом случае составляется страховщиком или его уполномоченным либо иным лицом (например, при туристской поездке — руководителем тургруппы). При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у представителей правоохранительных органов, пожарных, банковских и других организаций, медицинских учреждений, предприятий и коммерческих фирм, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая. Он также вправе самостоятельно выяснять причины и обстоятельства страхового случая. При этом предприятия, учреждения, банковские и другие организации обязаны сообщать страховщикам сведения, связанные со страховым случаем, включая сведения, составляющие коммерческую тайну. Страховщик не должен разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Соответствие страхового случая установленному объему страховой ответственности. Например, при личном страховании туриста выплата страховой суммы не может превышать оговоренную в договоре сумму лимита страхового покрытия (страховую сумму) для данного вида страхования, а при имущественном страховании — фактическую стоимость имущества, если это не оговорено в договоре.
4. Оговоренные в договоре последствия страхового случая, например, лечение до четырех месяцев с последующим переходом на инвалидность; с репатриацией или без репатриации туриста на родину в случае его гибели (смерти) и др.
5. Выплата страховой суммы или ее части, если на момент наступления страхового случая договор состоял в силе, т.е. на момент наступления страхового случая был уплачен и подтвержден документально (платежным поручением) страховой взнос, а также были соблюдены все требования, оговоренные в условиях страхования.
6. Документальное подтверждение того факта, что страховой случай произошел именно со страхователем или застрахованным и в ситуации, не противоречащей условиям страхования. Указанное подтверждение осуществляется путем анализа представленных документов (акта о несчастном случае, заключения медучреждения, правоохранительных органов и др.).
7. Определение размера страховой выплаты и конкретного ее получателя. В данном случае решаются вопросы полной или частичной выплаты, кто из наследников должен получить страховую сумму в случае гибели (смерти) застрахованного, есть ли выгодоприобретатель, кто он, где он проживает и др. Если все семь факторов налицо и подтверждены документально, то принимается решение о производстве страховой выплаты и соответствующего расчета.

75. Отказ в страховой выплате.

Заключая договор страхования, большинство полагает, что максимально страхует не только риски, но и все возможные в будущем проблемы, связанные с объектом страхования. К сожалению, это не так, и отказ в страховой выплате, неважно обоснованный или нет, - наиболее распространенный предмет споров со страховыми компаниями. Среди всех споров со страховщиками явное лидерство принадлежит автостраховым спорам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: