Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Статья 95 ЗК относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Главной целью образования таких территорий является сохранение и защита первозданных участков природы со всеми видами флоры и фауны.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особоохраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Государственные природные заповедники представляют собой наиболее строгую форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и жи­вотного мира.

На территории государственных природных заповедников полно­стью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение, как образцы естественной природы, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда расти­тельного и животного мира.

Заповедники являются природоохранными, научно-исследователь­скими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода при­родных процессов и явлений.

Земли государственных заповедников предоставляются им на пра­ве постоянного (бессрочного) пользования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ре­сурсы, которые включаются в государственные природные заповедни­ки. Кроме того, природные ресурсы полностью изымаются из оборота.

Заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Особенность правового режима земель заповедников состоит также в том, что на прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным ре­жимом природопользования. Решение об образовании таких зон при­нимает и утверждает Правительство РФ.

Режим особой охраны заповедников состоит, во-первых, в запрете любой деятельности, противоречащей их задачам и режиму охраны тер­ритории. Во-вторых, допускаются мероприятия и деятельность, на­правленные на сохранение в естественном состоянии природных ком­плексов, восстановление и предотвращение их изменений в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение усло­вий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни лю­дей и населенным пунктам и др.

На территории заповедников могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допуска­ется деятельность, которая направлена на обеспечение функционирова­ния заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.

Заповедники закрыты для свободного доступа.

Национальными парками объявляются территории (акватории), природные комплексы и объекты, которые имеют особую экологиче­скую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для ис­пользования в природоохранных, просветительских, научных и куль­турных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-про-светительскими и научно-исследовательскими учреждениями и отно­сятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянно­го (бессрочного) пользования. В отдельных случаях в границах нацио­нальных парков могут находиться земельные участки иных пользовате­лей, а также собственников. Национальные парки имеют исключитель­ное право приобретения таких земель. Вокруг национальных парков создаются охранные зоны с ограниченным режимом природо­пользования.

В пределах территорий национальных парков выделяют различные функциональные зоны:

- заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

- особоохраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения,

- рекреационная, предназначенная для отдыха;

- зона обслуживания посетителей, предназначенная для разме­щения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового, информационного обслуживания по­сетителей;

- зона хозяйственного назначения, в пределах которой осуществля­ется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функ­ционирования национального парка.

На землях, включенных в границы национального парка без изъя­тия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строи­тельство новых хозяйственных объектов.

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях на­циональных парков осуществляется на основании лицензий, предос­тавляемых дирекциями парков.

Государственные природные заказники этотерритории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Природные заказники могут иметь различный профиль и могут быть:

- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

- биологическими (ботаническими и зоологическими ), пред­назначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных;

- гидрологическими ( болотными, озерными, речными, морскими);

- геологическими, изъя­тыми у пользователей, владельцев и собственников земельных участ­ков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Государственные природные заказники федерального значения на­ходятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в об­ласти охраны окружающей среды и финансируются за счет средств фе­дерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государст­венных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Феде­рации.

Объявление территории заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без изъятия у пользователей, владель­цев и собственников земельных участков. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны. На территории заказника постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, если она противоречит целям созда­ния заказника или причиняет вред природным комплексам и их компо­нентам.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в эко­логическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природ­ные комплексы, а также объекты естественного и искусственного про­исхождения.

Памятники природы могут быть федерального и регионального зна­чения. На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой на­рушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязатель­ства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, вы­полнение которых требует определенных расходов. Эти расходы возме­щаются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъекта Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природо­охранными учреждениями. Территории их предназначены для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещена всякая деятельность, не связан­ная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флори­стических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов пере­даются им в бессрочное (постоянное) пользование и могут быть разде­лены на различные функциональные зоны:

- экспозиционную, посещение которой разрешается в установленном порядке;

- научно-эксперимен­тальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники и спе­циалисты;

- административную.

Дендрологические парки и ботанические сады образуются на осно­вании решений Правительства РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow