1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является
специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. таблицу I), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).
2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.
3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
|
|
Те, кто получают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает
способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.
Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.
4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.
Таблица 1
Средние значения показателей КТТМ у учащихся разных классов*
Классы | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 - 2 | 9,0 (1,2) | 7.5 (1.7) | 10.3 (2,9) | 22.4 (8,8) |
3-4 | 8,9 (1,6) | 7,6 (1,6) | 9,7 (3.6) | 31.7 (15,2) |
5 - 6 | 9,0 (2,1) | 6,8 (2,2) | 9,2 (4,1) | 30,4 (16,5) |
7-8 | 9,1 (1,8) | 7,4 (1,9) | 9,6 (3,6) | .11,8 (17,4) |
9- 11 | 9,7 (0,7) | 8,1 (1,2) | 10,7 (3,3) | 40,4 (13,6) |
1 - 11 | 9,2(1.4) | 7,6 (1,6) | 10,0 (3,4) | 31,3 (15,3) |
Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провестиих преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по К1ТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торренса (см. табл. 2).
Таблица 2.