Одними из важнейших проблем современного общественного прогресса являются проблемы качества и здорового образажизни. Ученые большое внимание уделяют исследованию медико-биологических проблем здоровья. Однако социально-философскому анализу индивидуального здоровья человека, его валеологическому аспекту, несмотря на его важность, в силу разных причин должного внимания не уделялось. Врачами-философами Античности был выдвинут значимый для современности тезис о том, что в здоровом организме жидкая среда и движение атомов должны находиться в гармонии, истоки которой следует искать в психологическом благополу-
чии индивида и справедливом устройстве общества, в окружающей среде. В Средние века, где господствовало божественное понимание мира, состояние здоровья связывали с усвоением философских и теологических знаний, с мобилизацией духовной энергии человека посредством молитв, обращенных к Богу. Жизнь рассматривали как испытание, данное свыше, целью которого является сохранение души, воздержание, покаяние, благоразумие, сохранение духовной чистоты. Раскаяние в грехах расценивали как главную профилактическую и оздоро-
|
|
вительную процедуру. Наибольшую ценность в Средние века представляло не само здоровье, а душа и духовная жизнь человека. В Новое время доминанта в мировоззрении сместилась в сторону просвещения.
Степень мотивации людей к сохранению и укреплению здоровья детерминирована, зависит от культурно-исторического типа цивилизации, менталитета народа, от природного и социального окружения индивида.
Ю.М. Орлов пишет: «Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец, от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополучие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления»Валеологическая культура формируется в результате осознания человеком авторства своего бытия, ответственного отношения к здоровью и образу жизни, зависит от ролевого поведения человека в обществе и переживания пограничных состояний.
Образ жизни – диалектическое единство субъективных и объективных факторов. Материальной основой образа жизни являются объективные составляющие: социально-экономические и экологические факторы среды. Субъективная составляющая объединяет всю совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы и общества в целом. Образ жизни – это определенное отношение и способ использо-
вания субъектом объективных условий жизни, это повседневная практическая данность, как непосредственная жизнедеятельность людей в различных сферах социальной действительности.
|
|
Наряду с объективными факторами, автор статьи предлагает выделить субъективные: сознательное, ответственное
отношение к собственной жизни и здоровью, гигиеническая просвещенность, понимание того, что образ жизни человека и здоровье – неразделимые понятия. Идеальное (сознание, мышление, речь) оказывает прямое
влияние на материальное (тело), формируют здоровье и образ жизни. Объективные процессы (социально-экономические, экологические) протекают в окружающей среде возрастающими темпами. Субъективные, адаптационные процессы отстают от ускоренного развития среды. Так возникают противоречия
между объективными и субъективными факторами в образе жизни, которые обусловливают необходимость разработки адекватных времени подходов к формированию здорового образа жизни.
Социальное выступает по отношению к биологическому как некий системный координатор и регулятор, чем-то ограничивая одни биологические проявления (нежелательные, негативные), а для других создавая условия для лучшего их проявления и раскрытия. Решение социально-биологических и социально-философских проблем помогает пониманию механизмов индивидуального (валеологического) и общественного здоровья, форми-
рованию здорового образа.