double arrow

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ


Тема 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА,

Список рекомендуемой литературы

1. Высочин, Ю.В. Физиологические механизмы срочной адаптации и профилактики к экстремальным воздействиям / Ю.В. Высочин // Формирование здорового образа жизни: матер. Всерос. научно-практич. конф., посвященные 60-летию Тюменской области. – Тюмень, 2004. – С. 150–152.

2. Кислицын, Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи (теоретические и методико-практические аспекты): учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицина,
И.А. Пермяков. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 198 с.

3. Меерсон, Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф.З. Меерсон. – М.: Медицина, 1973. – 71 с.

4. Мотылянская, Р.Е. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни / Р.Е. Мотылянская, Э.Я. Каплан, В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов // Теория и практика физической культуры, 1990. № 1. – С. 14–18.

5. Физическая культура студента: учеб. / под. ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.

6. Царик, А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и … в 21 веке / А.В. Царик // Теория и практика физической культуры, 1991. № 1. – С. 2–4.




3.1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или недугов.

Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой свойства и способности.

Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности настоятельно выдвигают задачу выявления сущности воздействия физических упражнений на механизм здоровья.

Многолетние исследования, выполненные доктором медицинских наук, профессором А.Г. Щедриной, автором методологии здоровья и сущности здорового образа жизни (лаборатория медицинской антропологии и проблем здоровья Института физиологии СОАМН СССР и Новосибирский медицинский институт), позволили ответить на ряд поставленных вопросов. Использование методологии системного подхода дало возможность определить структуру здоровья как целостного состояния организма. Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (морфофункциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья.

Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие его признаки: уровень и гармоничность физического развития; функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.



Все вышеперечисленные показатели могут быть выражены количественно, а речь идёт как раз о количественной оценке различных конкретных показателей здоровья, а не количестве его.

При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже неспециалисту, понятно, на какие из показателей могут влиять физические нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия.

3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека

в различных сферах жизнедеятельности

Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные, гигиенические, экологические условия), особенности воспитания, обучения, степень соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза (развития организма) на различных его этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересам личности.



Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.

Поистине неограничены резервы физической силы человеческого организма. Так, всемирно известный русский богатырь Иван Заикин гнул рельсы, ломал телеграфные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ивана Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновременно.

Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.

Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных условиях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной.
И тем не менее человек трудится, совершенствует производство. За счёт чего ''действуют'' все системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоровья в необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций.

3.3. Влияние образа жизни на здоровье

К издержкам современной цивилизации относят хроническое психоэмоциональное напряжение и гипокинезию. О влиянии этого явления говорилось во второй лекции. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что заболевания, обусловленные гипокинезией, принято называть гипокинетозами. К ним относят сердечно-сосудистые заболевания, нервные и желудочно-кишечные расстройства, костные, мышечные и хрящевые изменения. Общим мнением для гипокинетозов является то, что их можно лечить, а в большинстве случаев предупреждать и восстанавливать (реабилитировать) с помощью рационально разработанных физических нагрузок, способствующих повышению двигательной активности, её влияния на повышение приспособительных и адаптационных реакций на различные по степени выраженности физические воздействия.

Средства физической культуры начинают занимать первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, уровень которого в связи с последствиями урбанизации, отрицательными экологическими влияниями, стрессорными воздействиями и другими факторами в последнее время имеет тенденцию к снижению: растёт заболеваемость среди детского и взрослого населения, сокращается продолжительность жизни (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов, 1990 г.).

Предельно чётко и ёмко обозначил смысловую суть профилактики средневековый философ Маймонид (1135–1204 гг.): «Веди себя благоразумно – среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия».

В то же время необходимо подчеркнуть существенную трансформацию концепции профилактики, произошедшую в последние годы. Сущность нового аспекта её состоит в необходимости разработки мер, направленных не только на предупреждение заболеваемости, но, что особенно важно, и на сохранение надёжного состояния здоровья людей, к которым современный ритм жизни предъявляет повышенные требования.

Важное значение в этом плане имеют меры оптимизации образа жизни благодаря правильному физическому воспитанию, должному сочетанию труда и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудностей, связанных со сложными экологическими условиями, что особенно необходимо, устранению гипокинезии.

Главное звено первичной профилактики – формирование здорового образа жизни путём устранения основных факторов риска (о них будем говорить несколько позже) – требует совместных усилий государственных и общественных организаций, самого населения. В то же время проспективные (длительные или долгосрочные) исследования и опыт профилактической работы в разных странах мира свидетельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства населения как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенных профилактических мероприятий (Н.В. Вартапетова и соавт., 1996 г.).

Характерно, что часть лиц пожилого возраста (по данным научных исследований, в том числе и Ж.Б. Сафоновой и соавторов, 1986–1994 гг.) готова для укрепления своего здоровья приложить определённые усилия, но, как правило, ценой серьёзного психологического стресса и ломки жизненного стереотипа. Большинство же молодых людей совершенно не озабочены проблемой сердечно-сосудистых заболеваний и активно накапливают именно те стереотипы, с которыми им придётся мучительно расставаться (А. Н. Бритов, 1996 г.).







Сейчас читают про: