Здоровье как условие устойчивой умственной работоспособности

2.1 Мозг - носитель психической жизни

Одной из особенностей учебного труда студента является

о о нацеленность на оптимизацию высшей нервной деятельно-

• 1п па основе образования, совершенствования, закрепления ловно-рефлекторных связей и функциональных систем, а развития устойчивых возможностей мозга, необходи­мых для будущей жизнедеятельности.

Обучение, воспитание, развитие, исследование, форми­рование идут поэтому преимущественно как совершенствова­ние деятельности второй сигнальной системы человека и уси­ление её влияния на все другие нервные процессы и реакции,

прежде всего, на произвольную активность и гармонизацию отношений с окружающей социальной действительностью. Учебный труд требует интенсивной мобилизации психофизио­логических возможностей головного мозга.

Опыт предшествующих поколений, мировой культуры, науки, искусства дает множество примеров сочетания разно сторонних умственных способностей, таланта и даже гениальности с исключительными физическими данными, подтверждая великую истину: «В здоровом теле - здоровый дух». Фи­зиологически это просто объяснимый факт. Мозг, носитель нашей психической жизни, не изолирован от всего организма в целом. То, что происходит в организме, обязательно отражает­ся на работе мозга. Отсюда следует простой вывод: все, что укрепляет здоровье, одновременно укрепляет и головной мозг. Культура личности есть в то же время культура тела', вклю­чающая заботу о здоровье. Разум, здоровье - самое большое наше богатство, это подарок природы и результат большой, напряженной, каждодневной работы над собой.

По определению древнегреческого врача Клавдия Галена, здоровье - это такое состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности.

Состояние здоровья, продолжительности жизни зависят на 15-20 % от генетических факторов, на 20-30 % - от состоя­ния окружающей среды, на 40-50 % - от образа жизни и на 10 % - от деятельности службы здравоохранения.

Врачи давно заметили, что больные склонны искать при­чины заболевания не в себе, не в образе жизни, не в своем по­ведении, а во внешней среде. Так, им больше импонирует за­ключение врача о том, что виноваты не они, а «среда», «пого­да», «пестициды», «окружающие их люди» и т.д.

Как жить, учиться молодому человеку, чтобы сохранить ясный ум, высокую работоспособность? Делать это нужно ра­зумно. Учеба сама по себе является источником постоянного «покушения» на состояние здоровья тех, кто ею занимается. В первую очередь от этого страдает нервная система. Не случай­но есть немало старшеклассников и студентов, которые,

молодость, внутренне подавлены, испытывают. Такое состояние вызывает субъективные защит­

- механизмы, например, переутомление, нежелание учить и меньшей степени характер учебной деятельности не­кто сказывается на физическом состоянии. Рабочее место «производственная площадка» (аудитория) распределяют преимущественно малоподвижный образ

• Ни 11мсются такие данные: у тех, кто занят сидячей работы - риск сердечнососудистых заболеваний на 80% выше, чем

1. к го занимается физическим трудом.

Нес что свидетельствует о том, что студенту необходимо в норме физическое и психическое состояние, которое является основой нравственного благополучие.

• Дня этого надлежит соблюдать правила разумного образа

• ни, что служит защитой от болезней и надежным средством

профилактики.

Прежде всего, важно поверить в себя. Сначала но проконсультироваться с врачом, чтобы получить пол­преде давление о состоянии собственного здоровья и выяснить что можно, а чего нельзя. Затем обратиться к литературе.

> наст рекомендации по отдельным направлениям, напри- || пользе движения, о правильном питании, о закаливании

Мозг является частью тела, поэтому он не может быть в состоянии, если тело находится в плохой форме. То его, если учащийся неважно себя чувствует, то его мозг с сугубо учебно-интеллектуальной деятельно- па регулирование физического состояния. Условия, необходимые для поддержания здоровья: солнечный свет, воздух,

• с сбалансированное питание, движение, полноценный факторы оказывают особое воздействие на состояние

I папиного мозга.

Солнечный свет - самый сильный и великий целитель, спасший жизнь всему, что есть на земле. Длительное лишение воздействия солнечных лучей приводит к развитию своеобразный нарушений, известных под названием «солнечного голо­дания». Наиболее сильное влияние на организм человека оказывают ультрафиолетовые лучи, под воздействием которых п. коже образуется специальный пигмент - меланин, придающим ей своеобразный оттенок (загар). По своим свойствам меланин близок к адреналину, который ограничивает действие гистамина - тканевого гормона, вызывающего расширение крупны > сосудов, повышение секреции соляной кислоты в желудке.

Ультрафиолетовое излучение на территории Европы бывает наиболее интенсивным в период с 15 апреля по 15 июля. С

10 до 12 часов. Людям с ослабленным здоровьем и детям дошкольного возраста полезнее использовать солнечные лучи с до 11 и после 16 часов. Энергия солнца - источник жизни на Земле.

Воздух - невидимая пища, без которой человеку нельзя прожить более 5-7 минут. Большую часть времени студент проводит дома, в классах, аудиториях и читальных залах. По этому организм испытывает постоянное кислородное голодание. Чтобы избежать этого, надо взять за правило ежедневно бывать на свежем воздухе. Утром перед занятиями пройти 10

14 минут быстрым шагом, после занятий - 30-40 минут в медленном и среднем темпе и, наконец, вечером перед сном погулять 15-20 минут. Полезно гулять около водоемов и в лесах. Пребывание в лесопарковой зоне в течение хотя бы 30 минут повышает физическую и интеллектуальную работоспособ­ность человека в этот день в среднем на 15 %.

Вода является основной составляющей (70%) человеческого организма. Стимуляция физиологических функции организма происходит только под воздействием охлаждения, При этом усиливается деятельность желез внутренней секреции: вырабатываются гормоны - активные регуляторы за­щитных функций. Начинать закаливание обливанием следует только здоровым. В первые дни стоять под душем можно лишь считанные секунды. Спустя несколько недель продолжитель­ность процедуры - 1-1,5 минуты. Можно использовать и кон­трастный душ, активизирующий механизмы терморегуляции, значительно повышающий тонус нервной системы.

питание человека, особенно при его взрослении.

Дни сохранения здорового состояния головного умственного труда. У неправильно

ни студентов в мозгу происходят необратимые изменения пагубно влияющие на умственное развитие. Но одно привитое питание, разумеется, еще не является доспим для нормального протекания умственного и дни поддержания крови в хорошем состоянии

с набором естественных питательных веществ, шин- меню должно включать определенное количество (орехи, семечки и т.д.), (углеводов фрукты, штильных), а также витамины и минеральные воды (овощи и зелень в сыром виде). Фрукты и овощи

при каждом приеме пищи, они не только богаты вита-

и минеральными веществами, но и нужны для обеспечения

потно-щелочного баланса. Полезны для здоровья и работы головного мозга молодого человека капуста и, морковь и свекла, лук и чеснок...

необходимо большое количество кислорода. В ним будет полезно знать, какие продукты питания


Существуют три точки зрения на то, как калорийность пищи должна быть распределена в течение суток. I

1. Теория утренней нагрузки предполагает завтрак, со­ставляющий около 40-50% калорийности дневного рациона,! однако после обильного завтрака наступает расслабление, сонливость, что вызывает снижение умственной работоспособно­сти.

2. Теория равномерной нагрузки противоречит реальной жизни. Следовать ей часто просто невозможно, так как не учитывается суточный ритм образования желудочного и кишечного сока, активности пищеварительных ферментов.

3. Теория вечерней нагрузки, или максимального ужин предполагает около 50 % суточной калорийности (но не мене< чем за 2-3 часа до сна и не позже 18-20 часов вечера). В дан ной теории учитывается суточный ритм работы желудочного кишечного тракта. Установлено, что максимум образован! 1 желудочного сока и ферментов приходится на 18-19 часов вечера. Ученые Мичиганского университета (США) высказываются в пользу теории вечерней нагрузки, о чем докладывалось на Международном симпозиуме в 1979 году.

Было проведено сравнительное исследование двух групп практически здоровых студентов университета. Одна груши питалась неделю по теории утренней нагрузки, а следующую неделю - по теории вечерней нагрузки. Другая группа студентов, наоборот, первую неделю питалась с максимальным ужи ном, а следующую - с максимальным завтраком. До наблюде­ния, в течение его и после пищевых нагрузок исследовались всевозможные биохимические и физиологические показатели Получились любопытные результаты. В первую неделю изменений не отмечено, а вот во вторую неделю у испытуемых обеих групп резкая перемена режима питания вызвала патологические изменения в организме: боли в животе, нарушении стула, повышение температуры тела, тошноту и даже рвоту Причем у второй группы описанные явления были выражены более сильно, значительно интенсивнее оказались биохимике

" фи нелогические изменения, особенно накопление ток­и продуктов обмена в крови.

отсюда следует, что: а) важно соблюдение правильного питания; б) меньшее напряжение в организме вызывай пищевая нагрузка, т.е. она более физиологична.

В пользу такой точки зрения свидетельствует и то, что у питающихся по теории утренней нагрузки, содержание в конечных токсических недоокисленных продуктов мочевины, мочевой кислоты и др.) имело два максимум IX часов вечера и 3 часов ночи. У студентов с пре­мии вечерним типом питания был выражен только пик содержания в крови недоокисленных продуктов вечерний. На первый взгляд кажется, что большой раз- п ном нет. На самом же деле здесь скрыт глубокий Действительно, для защиты от вечернего накопления метаболизма природа «предусмотрела» вечерний максимум функции почек. Следовательно, в это ишаки быстро выводятся из организма и особых в организме не вызывают.

Преимуществ вечернего типа питания не следовать ему. В реальной жизни дело обстоит не так студент, обладающий избыточным весом, будет я по теории вечерней нагрузки, то у него будет масса тела. Вечерняя нагрузка как раз наиболее иди для студентов с небольшой массой тела. Следует также возраст, пол, наличие хронических

I другие факторы. Поэтому к выбору того или иного рациона питания нужно подходить индивидуально, после консультации с врачем

в физиологическом плане является и основой жизни, здоровья и умственной работоспособностиности. Еще в XVIII веке французский ученый Ж.Тиссо дал движение главным источником здоровья.

Наша двигательная система может посылать в кору головного мозга мощные потоки импульсов. При движении уси­ленно работают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокрин­ная системы организма: гормоны, поступающие в кровь, тот и как бы оживляют работу всех органов нашего тел Движение и тренированность мышц - это источник здоровья нормального функционирования головного мозга. Физическое бездействие истощает и разрушает организм подростка: работоспособность сердечно-сосудистой системы начинает ухудшаться с 13 лет скоростно-силовые качества - с 14 лет, гибкость начинает снижаться с 15 лет, мышечная сила - с 17 лет. Активность есть за кон жизни, закон сохранения хорошего самочувствия. Каждые может выбрать для себя тот или иной вид физической культуры с учетом собственного желания, места жительства и со' стояния здоровья. Предварительно следует проконсультиро­ваться со специалистом по врачебному контролю и физкульту­ре или преподавателем физвоспитания.

Прогулки пешком - хорошее физическое упражнение доступное каждому. Оно оказывает благотворное влияние на организм. Прогулки пешком - прекрасный стимулятор работы мозга. По словам Гете, все наиболее ценное в области мышления, наилучшие способы выражения мысли приходили ему го­лову во время прогулок.

Очень полезным является хождение босиком. Но дальше современной науки, подошвенная поверхность ноги исключи­тельно богата нервными окончаниями, воспринимающим» гамму многообразных ощущений, вызываемых прикосновением к почве. На подошве существуют зоны, напрямую связанные с внутренними органами человеческого тела (рис. 2.1).

Ходите босиком дома, на даче, на пляже, в лесу, особенно по утренней росе, зимой по снегу. Прохладная температура и малейшая шероховатость даже гладкого на вид пола служат источником многочисленных импульсов, по восходящим нервным путям поступающих в подкорку головного мозга, где они, как бы аккумулируясь, заряжают нервные центры, через посредство желез внутренней секреции улучшают обмен ве­ществ и непроизвольно вызывают ряд положительных эмо­циональных ощущений.


Хождение босиком тренирует нервные окончания, расположенные в коже подошв, укрепляет связки стопы и голени. Это способ закаливания организма, избавление его от многократного простуживания.

Почти тридцать веков назад древние выбили на огромной скале слова: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай». Эти слова актуально и сегодня.

В чем же заключается сущность воздействия бега на организм человека? Бег принадлежит к циклическим упражнени­ям, в которых передвижение в пространстве осуществляется помощи последовательно повторяющихся циклов движений (Серии попеременно чередующихся прыжков), требующих

участия всех основных мышц, в первую очередь мускулатуры Мышцы, как известно, составляют 56% всей массы тела. Непрерывная деятельность их при беге дает умеренную нагрузку всему организму, активизирует обмен веществ, повышается потребление кислорода. Повторные систематические занятия бегом улучшают деятельность организма и, в первую очередь. сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

К здоровью, высокой умственной работоспособности муть - закалка и бег. Начинать закаливание организма но в комнате. Вначале - физзарядка при открытой форточ­ке и обтирание водой комнатной температуры. Потом обли ние холодной водой, особенно ног.

Важным является рациональное планирование и дозирование нагрузки. Бегать лучше всего ежедневно, систематически, в одни и те же часы, без пропусков из-за ненастной погоды или отсутствия времени. Лучшее время для бега (если пробежка) приходится на вечернее время, ее следует водить через 2 часа после еды и за 2 часа до сна. При невозможности тренироваться ежедневно можно планировать занятия 2-3 раза в неделю, через равные промежутки времени.

Лыжные прогулки обладают удивительной способности! «разгружать» мозг, переносить центр нервного напряжение (доминанту) в двигательную сферу, гасить патологически очаги возбуждения и повышенную реактивность сосудодвигательного тельного центра. Во время ритмичных движений лыжник включается в действие множество мышечных капилляров, что облегчает работу сердца. Вот почему кататься на лыжах врач рекомендуют даже при нетяжелых пороках сердца и начальных формах ишемической болезни.

Физические упражнения развивают мышцы спины, грудной клетки и живота, делая их крепкими и более эластичными помогают сохранять спокойствие, бодрость духа и ясный ум.

Для студентов важно ежедневно по утрам заниматься физзарядкой, являющейся не только гигиенической процедурой, способствующей пробуждению организма от сна. Утренняя гимнастика может играть самостоятельную роль, будучи направленной на умеренное и гармоническое развитие скелетной мускулатуры, улучшение осанки, устранение некоторых дефектов строения тела, стимуляцию оптимальной деятельности нервных центров, тренировку дыхания и улучшение координации двигательных актов, создание ощущения жизнерадостности и бодрости, которое сохраняется в течение всего дня.

Зарядка, как и любая другая форма физического во(питания, должна быть строго регламентированной. Время V зарядку и сопутствующие ей процедуры должно составлять у менее 20 - 30 минут. В комплекс зарядки следует включить 1

Ининых упражнений, водно-массажные процедуры и воздействия. Зарядка должна включать упражнения для всех мышечных групп, вечно мускулатуры шеи, брюшного пресса и спины, упражнениям необходимо отводить 60-70 % всею предохраняют от сутулости и укрепляют мышцы

что важно для лиц, которые работают сидя.

При умственном труде происходят и биохимические изменения в нервной и системах организма, могущие при определенных в патологические (устойчивые, необратимые, для здоровья), студенту особенно надо заботиться о

дыхания. Характерно и проявление утомления. У работы которого свойственны повторяющиеся действия

вождение машины, выполнение стандартного расчета и мление приводит к затруднению в функционировании динамических стереотипов, ошибкам. При ком умственном труде проявление шаблона, стандарта утомления. Тем не менее не следует переоценивать возможность отрицательных последствий умственных нагрузок.

Начиная учебный процесс, проходит период адаптации. Психофизиологические изменения.

Сопутствующие этому процессу, естественно, происходят быстро и сопровождаются переживанием внутренних

связанных с ломкой динамического стереотипа. Циклический стереотип - это зафиксированная совокупность условно-рефлекторных актов, осу- в строго определенной координации. Термин «динамический» подчеркивает функциональность мер физиологического образования: формирование и значение его только после соответствующих упражнений, переделки, угасание при длительных перерывах, мнение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях, щи «стереотип» говорит о целостности образования, мши к повторению, известной автоматичности протекания.

11 11 11авлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших освоенных действий человек до его образа жизни, стиля мышления, Все динамические сто стереотипы, приобретаемые человеком, активно проявляются в деятельности:

-облегчают выполнение стандартных, монотонных действий. Многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их выраженности делает осуществление динамического стереотипа легким, эко комичным, автоматичным;

-обеспечивают длительное сохранение опыта действий привычных условиях, а также готовность действовать мака мало эффективно в случае, если эти условия возникнут и будущем. Подобная вероятность велика: если что-то встреч! лось в прошлом опыте очень часто, то скорее всего оно будсет встречаться и в будущем;

-вызывают по механизму временной связи повышение состояния готовности к предстоящей деятельности. Это явление, именуемое условнорефлекторной настройкой, обнаруживается, например, в реакциях студента при входе в учебную аудиторию, где, по прошлому опыту, занятия проходили всегда энергично, организованно, а также при нахождении в читальном зале и т.д.;

-обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых условиях, для выработки новых связей;

-направляют в течение определенного времени многие мозговые процессы, ибо, возникнув в результате какого-г одиночного возбуждения - «толчка», стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности. Слушая новые объяснения или попадает в иные условия, студент порой невольно воспринимает все 1 свой лад, так как процессы протекают по привычному пут сложившегося ранее стереотипа восприятия, мышления.

Уяснение роли и особенностей динамических стере! типов побуждает человека к постоянной работе по их формированию.

труда и отдыха. Динамика мс I псиной работоспособности

труд и отдых взаимоопределяют друг друга

(физиология учит, что работа головного мозга

• ми!! нервной системы протекает успешно, если между процессами возбуждения и людей, занимающихся умственным трудом, и учащихся, творческих работников обладает наибольшей силой и наибольшей и, I е. стремлением сохранить определенное " коре головного мозга. Именно из-за этого прерванный щит им возможности сразу же начать отдыхать. Как 1п 1рее, хотя бы на какое-то время, затормозить работа­ми инерции нервные клетки? На помощь приходит фи- м| культура, способность «отключаться», полная активности, покой и сон.

все, что полезно для вашего тела, полезно и

• ми о мозга, а то, что вредно для тела, вредно и для

исследований свидетельствуют о том, что 1с человека напрямую связано с его работоспособно-

• утомляемостью. От состояния здоровья во многом за­. спешность учебной и производственной деятельности

ни. Очевидно, что имеющее тенденцию к росту резервных возможностей, сопротивляемости организма так внешним и внутренним, негативным факторам, а наличие широкого перечня отрицательных диагнозов

• 8 1 к существенному снижению эффективности обучения и наименшей профессиональной деятельности. В студенческие и,| ткая негативная тенденция опасна.

(пижение умственной работоспособности наблюдается "т психических болезнях, органических заболеваниях голов- "•'Н1 мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний.

1 '"учение в высшей школе требует от студентов значительных.еллсктуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до предел' возможного.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качесн профессиональной подготовки выпускников вузов являем активная учебно-трудовая и познавательная деятельность, г. торая представляет собой сложный процесс в условиях об-ьо. тивно существующих противоречий, к которым относятся:

-противоречия между большим объемом учебной и ни учной информации и дефицитом времени на ее освоение;

-между объективно текущим постепенным, многолетни» процессом становления социальной зрелости будущего сне циалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться 1 проявить себя;

-между стремлением к самостоятельности в отборе знн ний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебном плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражаем на здоровье и физическом состоянии студентов. Трудное и обучения в вузе связаны не только с необходимостью творче ского усвоения большого объема знаний, выработкой нужж.п для будущей профессии умений и навыков, их практически применением. Эти трудности явные. Но существуют еще скрытые трудности, которые сказываются порой весьма сущ ственно на учебе и психоэмоциональном состоянии студенто|

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческ(жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в о дельности, но в совокупности дающие отрицательный эффе| который можно назвать неспособностью студентов к обу' нию в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1) резко отличающиеся от школьных методы и органи; ция обучения, требующие значительного повышения <ж стоятельности в овладении учебным материалом.

2) отсутствие хорошо налаженных межличностных с ношений, что характерно для всякого формирующегося к< лектива.

мка строго, сложившегося за годы учебы жизнен-

• И ими и формирование нового «вузовского», пучсщующее поступлению в вуз новые заботы, ко- инцс возникают у студентов, проживающих в общежи-

поемно в затруднительном положении оказываются н,| м падших курсов. С одной стороны они должны сразу чип и напряженную работу, требующую применения и способностей. С другой - само по себе преодоление >|,1 усковий учебной работы требует значительной затра- | паганизма. Включение студентов в новую систему |')||с1н»ности может сопровождаться нервным напряже­н ншишей раздражительностью, вялостью, снижением и ни гиипости, беспокойством и т.д.

11 психофизическом состоянии студентов отражаются уы.сктивные и объективные факторы. К объективным |М относятся возраст, пол, состояние здоровья, величи­ной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и ьсктивные факторы включают в себя мотивацию уче- Iвсш, знаний, способность адаптироваться к новым ус-

• обучения в вузе, психофизические возможности, нерв­ическую устойчивость, личностные качества (характер,

• мент, коммуникабельность), работоспособность, утом- | в и тому подобное.

1.рьезным испытанием организма является информаци- перегрузка студентов, возникающая при изучении мно-

• | Ц пенных учебных дисциплин, научный уровень и инфор- иоппый объем которых все время возрастает.

Работоспособность определяется как способность чело-

• к выполнению конкретной умственной деятельности в

• ах заданных временных лимитов и параметров эффектив- п Основу работоспособности составляют специальные

щи, умения, навыки, а также определенные психофизиче- особенности, например, память, внимание, мышление и физиологические: состояние сердечно-сосудистой, дыха- нии,пой, мышечной, эндокринной и других систем; физиче­ские: уровень развития выносливости, силы, быстроты дв: ний и др.; совокупность специальных качеств, необходим V конкретной деятельности. Работоспособность зависит от можностей человека, адекватных уровню мотивации и поЛ г ленной цели.

Работоспособность в учебной деятельности в опред; и ной степени зависит от свойств личности, типологичс особенности нервной системы, темперамента. Наряду с > на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к и

установка на выполнение определенного конкретного зад 1

информация и оценка результатов по ходу выполнения ты, усидчивость, аккуратность и т.п.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работ собность студентов претерпевает изменения, которые отч Д во наблюдаются в течение дня (рис.2.2), недели, полугодия (семестра), учебного года.


Учебные Отдых Самоподготовка

занятия

Рисунок 2.2 Работоспособность студентов в течений учебного дня

Для студента особое значение имеет режим личного у. ственного труда: как начинать работать, сколько работа! как работать, когда работать.

начинать работать? Умственную рпьщ

постепенно. Целесообразно имен, пни

основу следует взять расписание учебный н>. чпрольных мероприятий. В начале рабочею п> более легкую умственную работу, затем пап и трудную, в конце - уменьшают нагрузку.

1ико работать? Исследование показывает, чю им.. шчников учебы характерны большое усердие, груди остойчивость в достижении цели. Их рабочий дет.

• 1° -1 0 часов.

1 Мишс 10 часов нет смысла заниматься умственным тру- | И подвижно сидеть за письменным столом можно не бо- 1 минут'. Затем следует сделать десятиминутный перерыв, 'ч/л работать? Работать целесообразно неторопливо. Не чьи а гься делать одновременно несколько дел. Важно ис- 4 1. монотонность в работе, а также заниматься последо-

• но разными формами умственного труда. Правильный ' по такой распорядок жизни в течение суток, который чииает наилучшую работоспособность, предохраняет от

юм нения, обеспечивает успешное выполнение заданий, •и. евой режим работы - это значит предусмотреть чере­пе разнообразных видов деятельности в течение дня.

• какое время лучше работать? Максимальная актив- деигельности головного мозга обусловлена опреде­ли часами суток, днями, неделями и месяцами учебного наивность и пассивность мозга определяется биоритма-

• амый важный биоритм - суточный. Замечено, что на 5 - " ов утра приходится самый значительный фи- 'пческий подъем и высокая умственная работоспо-

•01101 п. человека. Дневные ритмы организма образуют опре- вчшую последовательность пиков и спадов активности в те­ине суток.

Ьолее детальные исследования работоспособности вы-

• тПп существование трех индивидуальных типов динамики. \ инних молодых людей (тип «жаворонок») наибольшая про-

дуктивность наблюдается в первой половине дня, у др (тип «сова») - во второй и даже вечером, у третьих - ра, мерно в течение дня (тип «голубь»). Хорошо известно, склонность к тому или иному типу не передается по наслс ву, а во многом зависит от поведения, образа жизни. Од; более естественным для любого человека является тип «ж ронок». Именно к этому режиму приспособлены наши ос ные функции (например, температура тела). Ночью даже; пряженно работающего человека она снижается, как и у щего Но постоянное нарушение режима сна и бодрствов в конце концов приводит к тому, что некоторые менее ус чивые физиологические процессы начинают всё-таки 1 страиваться. Так, частота пульса, которая обычно выше у 1 у тех, кто работает вечерами, постепенно начинает возрас в вечернее время и становится порой даже выше, чем в у 1 нее.

Таким образом, у человека регулярно бодрствую поздним вечером и ночью, физиологические функции на1 ют действовать несогласованно. Нарушая режим, мы иск венно вносим разлад в деятельность организма, создаем; лые условия для его нормальной работы.

Состояние человека, который привык считать себя вой», можно сравнить с состоянием полярника, космог; (т.е. человека, длительное время пребывающего в экстре- I

ных условиях), с той лишь разницей, что «совы» создаю! > условия сами.

По имеющимся данным, средний суточный выброс го монов у «сов» в 1,5 раза выше, чем у «жаворонков». Это т допинг, за счет которого обеспечивается вечерняя и ночная а тивность человека, не предусмотренная природой. Повыше! ный выброс адреналина и норадреналина, который образует! в мозговом слое надпочечников и в нервной системе, где сл; жит передатчиком проведения нервного импульса, повыша) кровяное давление, стимулирует углеродный обмен, способе вует нарушению обмена веществ, накоплению продуктов о мена в крови, их оседанию на стенках сосудов. В результа

ч рис к развития атсроскнсрщц, > и- и т сердца, п.т студент должен знать о бмитщ

- и дня пего периодах, чтобы н 11 1. меры предосторожности, прп1 > и грудные часы. Организм ш

и| биологического ритма. Диен

I 1уюг определенную последони 1.

> активности в течение суток,

•опсе благоприятное время для ум» и.рая половина дня с 16 часов. Лимит. ю 22 часов, ибо эффективность умсни ч­' понижается. Каждый из нас может пр> ни лечь спать между 21-22 часами, ю 1 ем несложно, даже легче, чем в К •> у ц

• о не так уж трудно, как кажется, особенна ••трасте. Для этого достаточно перепест т.••

иную и напряженную работу с вечернею ир не. не читать непосредственно перед сном, иГн вечером, физически трудиться или запимап.» м | шем, стараться ложиться и вставать всегда в ми. Нее это поможет сохранить здоровье, пиг пи. умственную работоспособность, успсиаемш 11 1вне и настроение.

• ни человек по каким-то причинам не засыпает к.4 ч. после полуночи это удается с трудом. Такой пики си

но выражен у лиц, страдающих бессонницей. Перпн.

• но время используется для самостоятельной район.) пик на эти часы приходится пик ложной работоспособно

| чю пс является естественной активностью. Как правимо, и нч случаях испытывается неудовлетворенность ночным •м. >аторможенность после пробуждения, желание еще по |м 11.ся в постели. В течение дня, и особенно в последующие | 8 таких студентов резко снижается работоспособность

• I ценный труд в вечерние часы начинается при опре п ином утомлении, вызванном предшествующим бодр-

ствованием и бытовой нагрузкой. К этому времени отмечает некоторое снижение физиологических функций. Подготовка занятиям в ночное время, нарушая биологический ритм, не со ответствует биологическим закономерностям организма. Та кой труд требует перестройки прочного суточного стереотипе что связано с большим напряжением нервной деятельноен При работе ночью утомление наступает быстрее, так как при вычка спать обусловливает снижение в эти часы возбудимост и стабильности нервных процессов. В результате снижаете точность, удлиняется время запоминания и понимания изучав мого, отмечается большое количество ошибок.

Сон - одно из жизненных средств, восстанавливающи умственную работоспособность. По И.П.Павлову, при сне воч никает торможение в центральной нервной системе, которо предупреждает истощение нервных клеток. Во время сна про исходят процессы накопления энергетических запасов.

Средняя продолжительность сна - 7-8 часов в сутки, дли подростков 12-15 лет - на один час больше. Лучшее время дли отдыха - 22 часа - 6 часов утра. Ко сну надо готовиться, со­блюдая известные правила (смотри приложение).

Работоспособность студента не является стабильной ьс' личиной в течение недели. Динамика умственной работоспо собности в учебном недельном цикле характеризуется наличп ем периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), уч тойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях 01 мечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного по рыва». В зависимости от характера и степени тяжести ума венного труда колебания недельной работоспособности быва ют большими или меньшими (рис.2.3).

Типичная кривая работоспособности может изменятьо при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, со провождающего работу в различные дни недели. Такими фак торами могут быть выполнение контрольной работы, участие к



вт ср чт пт сО Рисунок 2.3. Работоспособности, г/ш Пунктиром отмечено явление <шш«"н

<> касается учебного года, замечено. •> недель наблюдается период БраЫп чип постепенным повышением уровни ш^м на протяжении 2-2,5 месяцев шн > пион работоспособности. В конце семе» ч •новятся и сдают зачеты, работой юн Н1.СЯ. В период экзаменов снижение к р1 и и 1П усиливается. В период зимних капш ч и, восстанавливается к исходному уровни иождается активным использованием»р> кумьтуры и спорта, наблюдается повышет и 1П.

Начало второго полугодия также сопронол нрабатывания, продолжительность которой' мвнению с первым полугодием до 1,5-2 > и-е изменение работоспособности со второй Ьи до начала апреля характеризуется устойчп Причем, этот уровень может быть выше, чем юдии. В апреле наблюдаются признаки снижен юности, обусловленные возникающим утомлен ю сессию и в период экзаменов снижение ршп п выражено резче, чем в первом полугодии. 11р



начало конец каникулы середина экзамены

I середина экзамены начало конец -каникулы

1. полугодие 2 полугодие

Рисунок 2.4. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в учебном году.

2.3.Гигиена умственного труда

Гигиенические факторы - важнейшее условие эфф тивности умственного труда. Наряду с правильным режим труда и отдыха не менее важное значение при организации у ствеиного труда имеют гигиенические условия и обстанов работы. Гигиена, по мнению видного немецкого гигиенис Петенкофера, должна сделать развитие человека более сове шенным, упадок менее быстрым, жизнь более сильной, смер более отдалённой.

Ведущую роль при этом играет гигиена жилища и раб чего места, рациональное освещение, устранение шума и ви рации, правильное питание и, наконец, соблюдение личной г гиены.

Гигиена жилища и рабочего места. Для полноценно продуктивной умственной работы очень важно физическое стояние воздушной среды в рабочем и жилом помещени температура, влажность и т.п. Тепловое равновесие органи по отношению к окружающей среде оказывает огромное вл ние на трудоспособность человека, как умственную, так и зическую. Следовательно, наряду с общей тренировкой ор низма важно тренировать и его терморегуляторный аппар

укрепить организм по отпит им изменениям, что будет 1 ' иной работоспособности. Ди

• кп проветривать рабочее м •1 находиться в более прохлади*

' ''ИНОМ.

1 мязи с этим наиболее гш ш.чшч. иие в помещении. Рабочая коми и. светлой, чистой - внешний •е влияние на умственную ра!ми<

1ум и борьба с ним. Одним т I н при умственной работе являем

• шум может вызвать не только иие всего организма. Не всяки тыс, нерезко выраженные ни •и процесс, могут влиять блающ м-р, работнику умственного труд > пишущей машинки, может окат

шться на систему «беззвучно» 1

| резкие шумы, характеризуют и например, шум моря или музыка. >

нI н 1 МОЦИИ, СПОСОбсТВуЮТ эф(|)Ск1 1 1 Ин

и 11е преодолевать, а устранять шум < и оорьбе с ним. Для этого целесообра и

• и помещения, размещая их в частях здании

• тз от городского шума - расположенным поращённых окнами во двор. Поскольку н<

•каются от поверхностей, необходимо Л' ною поглощения этих звуков в рабочем т щ тукопоглощающие материалы для обит > юк, шерсть, торф, резина, акустическая ни икп, портьеры и т.д.

Для проникновения звука достаточна не ••чипы. Поэтому дверь и окна в рабочей к> но закрываться. Шум понижается также 01. *•


ным насаждениям, которые поглощают звуки, поэтому очен|| удобно, если рабочее помещение имеет выход в сад или парк.

Рациональное освещение и зрительная работоспосов ность. Зрительная работоспособность снижается при недостач точной и неравномерной освещённости, при наличии перемер ной или чрезмерной яркости.

Чтобы предупредить утомление при умственной работ надо рационально организовать освещение. Оно должно быт| равномерным, без резких контрастов между рабочей повер; ностью и окружающей обстановкой. Наиболее полезен дщ глаз рассеянный или полуотражённый свет. Нельзя допускат] резких колебаний освещённости (движущиеся тени), а такж| блескости осветительных установок. Чтобы свет не слепи, глаза, можно, применять матовые защитные абажуры, но цветные. Свет от настольной лампы должен падать слева работающего. Мощность лампы рекомендуется не менее 50-71 ватт. Читать в сумерки не следует, как и не следует читать л жа или на ходу, в автомобиле, троллейбусе, так как всё э может вызвать зрительное утомление.

При занятиях книги и записи должны находиться на ра1 стоянии примерно 30-40 см. от глаз и в несколько наклоне; ном положении. После напряжённой зрительной работы щ раллельно с общим отдыхом необходимо делать отдых и д, глаз, т.е. отвлекаться от книг, занятий, чертежей. В зависим сти от индивидуальных свойств иногда целесообразно в риоды отдыха закрывать глаза на 1-2 минуты.

Организация рабочего места. Рабочая поза имеет суп сгвенное значение при организации умственной работы. Си, чая поза, преобладающая при умственной работе, являясь на более благоприятной, в то же время может вызвать утомлемт и ряд нарушений, если положение тела при этом неправиль и сохраняется длительное время.

Статическая работа при умственном труде чаще все связана с рабочей позой. Статическая работа - это дея-ге] ность мышц, при которой отсутствует механическая работа, мышцы при этом находятся в напряжении, чтобы обеспеч!

" пЬшое положение тела н ирп< мн Гюлее утомительной. Плнрн

• стоять или сидеть в одной по ю. н

том. на турнике возможно шщн и

• Следовательно, необходимо м и

< ш.шлю уменьшать статические к

| |рофилактика утомления при ум< п.пи.ной организации рабочего м

• не пещей, бумаг на рабочем мп и плоским. Наиболее приемлемая выю* пою сустава. Сиденье без опоры не >

шие опоры повышает утомляемо I быть мягкой, подвижной и ушршШ Щчных позвонков. Для рук целесообр».

• пинки, причём локти должны быть ри<

.... Высота письменного стола должна) рабочим столом следует сидеть с Ы •

1 не сгибая спины. Обилие предмета на р>< шлет внимание, мешает сосредоточии.! м, и инее надо убирать, а оставлять только нужные1 1 нмые для конкретной работы. Письменный при о. расположен несколько вправо от среднем аннон 1,

Отсутствие организации рабочего мест р1 ж и 1ип 'активность работы, и наоборот, должным порццин ионы | её.

Личная гигиена. Соблюдение правил личном 1 Н1 иены, т1 мая внешность человека имеют большое значение лам пор той и полноценной умственной деятельное I и V юмчепни > I способствовать антигигиенические фактры, как, на 1с|), загрязнённый воздух, затемнение или захламление ра | о места, а также отсутствие элементов личной им пени ('тимуляторы при умственной работе. Сисчсматчс! кое 1енение различных «допингов», или так называемых под п.жателей (алкоголя, никотина), для стимуляции умешеи- тШ деятельности оказывает вредное воздействие на орпиипм.

Алкоголь упрощает творческий процесс, снижает критическую оценку поведения, хотя и оказывает возбуждающее действие; на центральную нервную систему. Но это возбуждающее дей­ствие алкоголя обманчиво, так как вслед за возбуждением на­ступает торможение.

Алкоголь резко изменяет психику человека. У пьющих пациентов заметно уменьшение объема мозга. Даже от пятиде­сяти граммов водки у человека затрудняется восприятие, мышление, понижается внимание... резко снижается работо­способность... Доказано, что прием 30-50 граммов водки сни­жает интеллектуальные способности человека на срок от не­скольких часов до одного - двух дней. Даже при выполнении таких простых задач, как устный или письменный счет, 20-25 граммов алкоголя ведут к снижению темпов работы и увели­чению количества ошибок.

Алкоголь не снимает напряжения, а только дает иллюзию этого. На деле напряжение в головном мозге и во всей нервной системе сохраняется, фиксируется, даже усиливается. Но в пе­риод эйфории (состояние приподнятого настроения, не соот­ветствующее объективным условиям) у человека действитель но создается ощущение приятного возбуждения. Ему даже ка жется, что он стал умнее. Сегодня наука однозначно доказала' алкоголь - типичный нервный яд. По разрушительному воз действию на психику ему нет равных. Следы алкоголя обна руживаются в мозгу спустя 15 дней, даже если было выпит всего 100 граммов водки. Следовательно, мозг человека, вы пивающего всего 100 граммов крепкого напитка в неделю, все гда находится в состоянии патологии.

Курение отрицательно влияет на психическое состояни человека и нервную систему в целом. Он становится раздра жительным, у него нарушается сон, ухудшается аппетит. Не ни одного органа в организме, который не страдал бы от куре ния. Вредно не только курение, но и пребывание в помещени наполненном табачным дымом.

Трудовая установка и положительные эмоции при умсь венной работе. Решающим фактором эффективной умствен


1 работы является трудовая установка, интерес к работе.

• ни трудовая установка, то есть изменившееся отношение к IV. меняет условия деятельности и состояние высших иных центров, вызывая у человека положительные эмоции I мшсссе работы, при которых снижается и даже может ие­ну м. утомление. Положительные эмоции являются залогом и т1 тельной работоспособности, обусловливают опти- и.ппе состояние раздражительного и тормозного процессов ре I оловного мозга.

Одновременно возбуждение симпатической нервной сис- п при эмоциях повышает артериальное давление, обеспе- щ лучшее снабжение кровью мозга, скелетных мышц и щи в силу расширения сосудов сердца; с другой стороны, подается повышение при этом количества адреналина в '•и, что обеспечивает увеличение энергетических ресурсов, нпечные движения в свою очередь стимулируют умствен- чеятсльность. Таков круговорот некоторых физиологиче- ироцессов при положительных эмоциях, приводящих к мнению работоспособности. Заболевания сердечно- И1СТСИ системы часто встречаются среди работников ин-» к гуального труда. Профилактика же этих заболеваний инея в основном к организации рационального режима

• 1 н отдыха и к устранению воздействия отрицательных щи на человека.

2.4.Проблемы адаптации первокурсников к вузу

Особую трудность для высшей нервной деятельности ыиляет вынужденная ломка стереотипа, смена старого

• м, V такой необходимостью человек сталкивается неред- мм радикальной ломке привычных обстоятельств жизни и

и.пости (например, старшеклассник при переходе от уче- ппсоле - к учебе в вузе). Подобные ситуации вызывают и юс нервное напряжение, а порой оказываются не- н.пыми и приводят к нервным срывам. Молодой человек 'мши школьник, попав в высшее учебное заведение, дол­

- привыкнуть к новым условиям жизни. Чем хуже был обу­чен и воспитан студент до высшей школы, тем труднее ему 1 первом курсе. По этой причине период адаптации, связанный ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусл вить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в о; щении.

В проведенных исследованиях процесса адаптации пс вокурсников к вузу обычно выделяются следующие главы: трудности: отрицательные переживания, связанные с уход' вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимн помощью и моральной поддержкой; неопределенность моч вации выбора профессии, недостаточная психологическая т готовка к ней; неумение осуществлять психологическое саг. регулирование поведения и деятельности, усугубляемое отс; ствием привычки повседневного контроля педагогов; пог оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; на живание быта и самообслуживания, особенно при переходе домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навьл самостоятельной работы, неумение конспектировать, работ с первоисточниками, словарями, справочниками, указателя- Все эти трудности различны по своему происхождению. О, из них объективно неизбежны, другие носят субъективный рактер и связаны со слабой подготовкой, дефектами восш ния в семье и школе.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на профессиональную адаптацию, под которой понимается г способление к характеру, содержанию, условиям и оргаш ции учебного процесса, выработка навыков самостоятельт в учебной и научной работе; б) социально-психологичес адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоо шениям с ней, выработка собственного стиля поведения. 1 че говоря, под адаптационной способностью понимается * ние человека приспосабливаться к различным требован среды (как социальным, так и физическим) без ощушч внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Ада ция - это предпосылка активной деятельности и необходе условие её эффективности. В этом положительное знач<.

>1 ни 11 МI щи для успешного функционирования индивида в той ими иной социальной роли. Исследователи различают три фирмы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза: адаптация формальная, касающаяся познавательно- ччфч/пкщионного приспособления студентов к новому окру- 'м по, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в пк ее требованиям; *

общественная адаптация, т.е. процесс внутренней ин- |цпи (объединения) групп студентов-первокурсников и I рация этих же групп со студенческим окружением в це-

(Уидактическая адаптация, касающаяся подготовки "•игон к новым формам и методам учебной работы в выс-

ШК'ОЛС.

Следует подчеркнуть, что успешность обучения зависит 1Ю1 ИХ факторов, среди которых одним из важнейших яв- л интеллектуальное развитие как показатель умственной лыюсти и внимание - функция регуляции познаватель- и'НГСЛЬНОСТИ.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда ипю овладевают знаниями отнюдь не потому, что получи- моую подготовку в средней школе, а потому, что у них не шрованы такие черты личности, как: готовность к уче-

I иособность учиться самостоятельно, контролировать и пиан, себя, владеть своими индивидуальными особенно- '| познавательной деятельности; умение правильно рас- лип, свое рабочее время для самостоятельной подготов- |риученные к ежедневной опеке и контролю в школе, не- ые первокурсники не умеют принимать элементарные мил. У них недостаточно развито стремление к самообра- 'ню н самовоспитанию,

Нтте первокурсники на первых порах обучения испы- 'I большие трудности, связанные с отсутствием навыков (отельной учебной работы, они не умеют конспектиро- "•кции, работать с учебниками, находить и добывать зна- ' первоисточников, анализировать информацию большо-

го объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация сту­дентов к учебному процессу (по данным изучения регулятор­ной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3­го учебного семестра.

Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных на­зывают недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25% сту­дентов приходят на занятия неподготовленными.

Одной из основных задач первокурсников является озна­комление с методами рационализации и оптимизации само­стоятельной работы. Существующая система контроля за са­мостоятельной работой студентов через семинарские, практи­ческие и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассив­ности и уклонения от выполнения соответствующих требова­ний со стороны некоторой части студентов.

Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях порождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение нескольких дней зазубривает записанные в конспек­те основные положения данного учебного курса, а после экза­мена забывает их. Не случайно часть студентов не умеет рабо­тать с книгой, систематически заниматься в течение всего се­местра.

Система обучения в вузе в значительной степени рассчи­тана на высокий уровень сознательности, построена на интере­се студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая систе­ма ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить «уроки». Некоторые сту­денты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, потом оказываются неподготовленными к ответственному от­ношению к учебе.

Недавние исследования показали, что только 9,6% сту­дентов готовятся в течение семестра и во время сессии только просматривают материал, 47,6% - как правило, заново изуча­ют материал всего курса по учебнику и конспектам и 42,8% - только по конспектам.

Многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще •три внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза, ш гиуют себя на первых порах дискомфортно. Новые усло- |»| их деятельности в вузе - это качественно иная система от­липши ответственной зависимости, где на первый план вы- уши'т необходимость самостоятельной регуляции своего по­" пня, наличие тех степеней своб*оды в организации своих ни и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Процесс адаптации каждого студента идет по-разному, 'ншпи и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее минируются к условиям студенческой жизни и быта, вче- ппппе школьники - к академической работе. Задача студен-

• Мш группы - не поиск усредненного варианта включения шшпхся в новые виды деятельности, а создание условий для •шеи оптимальной деятельности.

Но всех вузах обычно существует система мероприятий,, т. ооетвующая адаптации первокурсников к условиям вуза, числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по •рмированию и комплектованию академических групп; риту-

• ' Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в спе- ши.ность», встречи с преподавателями кафедр, студенческие ирмния, ежемесячная аттестация. Огромное значение имеет щипке в студенческих группах атмосферы доброжелатель- •| 1п, ответственности за каждого студента, за результаты '•чтя, заинтересованного отношения к нему. Иначе любая. чна может превратиться в незрелое объединение равно- шиых друг к другу людей, не понимающих ни смысла своей цельности, ни цели. Чем лучше атмосфера в студенческой пне, тем легче и быстрее происходит адаптация студента к

ним условиям.

3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

3.1. Внимание как механизм, организующий познавательную деятельность

Продуктивность умственного труда студента во многом зависит от качества и особенностей его внимания. Ни один по­знавательный процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо, не слышать разговоров рядом с нами, хотя звуки голосов до­ходят до слухового аппарата.

Во время учебного процесса на мозг человека действует большое количество различных раздражителей, постоянно по­ступает огромная масса сведений, из которых следует выби­рать самые необходимые, и ограничивать доступ информации, не имеющей значимости для данной умственной деятельности. Механизмом, организующим познавательную деятельность человека, является внимание.

Внимание - избирательная направленность мозга на оп­ределенные предметы и явления. Внимание направляет, со­провождает, усиливает восприятие, понимание, запоминание, мышление. Внимание - показатель степени активности стар­шеклассника. В зависимости от активности различают непро­извольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное - это внимание, возникающее под влия­нием внешних раздражителей, вне зависимости от воли чело­века, как бы само собой. Оно длится до тех пор, пока действу­ет внешний раздражитель. Одно из свойств непроизвольного внимания - его динамичность, неустойчивость, склонность к постоянному колебанию. Так, слушая преподавателя, учащий­ся вдруг начинает следить за поведением сидящей рядом де­вушки или вспоминает о пережитом накануне. Восприятие ре чи лектора ухудшается, блокируется частичным переключени­ем внимания на другой предмет.

Произвольное внимание человека зависит от его воли и ч1|>1 -дслястся интересами, целевой установкой, сознанием мо­бильного долга, убеждением, совестью. Например, когда сту­ши обращается к преподавателю с вопросом, следует ожи- |цц, повышенного внимания к ответу. Если читаемая книга чогиетствует интересам и целевым установкам студента, сте- "III. произвольности его вниманиявповышается. И наоборот, шиа, не удовлетворяющая интересам и установкам учащего- '|, не привлекает его внимание. Поэтому произвольное внима­ние отличается целенаправленностью, организованностью, по- 1.нмс1 111ой устойчивостью. Однако напряжение воли при дли-

• иыюм сосредоточении внимания утомляет учащегося, он на- "тае1 отвлекаться. Но если умственная работа интересна, >1пиольное внимание превращается в послепроизвольное, не 1'<|>ующее особых волевых усилий.

Послепроизвольное внимание возникает из произволь­на п. Сначала человек заставил себя усилием воли сосре-

• ычиться на чём-то, затем уже внимание концентрируется на гелмете умственной деятельности само собой. Поэтому по­п произвольное внимание - самое плодотворное и важное из >\ иидов внимания. К сожалению, послепроизвольное вни- нше - специфическое, редкое среди людей, характеризую- '14 л как заразительность, одержимость в виде постоянного

• А феннего влечения к чему-то одному, определенному.

Особенности внимания человека оцениваются по сле- иицнм качествам: широта, скорость, переключения, устой-

• нюел'ь и другие.

Широта внимания включает объем и распределение шмания.

Овьём внимания характеризуется количеством пред- 1пп, явлений и видов деятельности, которые одновременно •1Ч-1 воспринимать, удерживать в сознании и контролиро-

и. человек в единицу времени в связи с какой-нибудь зада- п Например, слушать рассказ учителя, записывать его, не мни мысли, и в то же время следить за речью учителя. Инди- ' сильные различия по объёму внимания значительны. Сред­ним считается такой объем внимания, при котором студент воспринимает одновременно около семи объектов. Объём внимания наиболее успешно развивается при напряженном умственном труде и специальными упражнениями (смотри приложение). Путем систематических тренировок можно уве­личить объём внимания, особенно это важно для студента, ре­шившего овладеть быстрочтением.

Распределение внимания дает возможность одновре­менно осуществлять выполнение различных действий, сохра­няя сознательный контроль над ними. Любой студент должен уметь одновременно читать книгу и записывать прочитанное, обдумывая, осмысливая ее содержание. Решающими здесь яв­ляются структура, логическая последовательность, четкость изложения, советы, как лучше записать, использование схем, оптимальный темп изложения. В этом случае студент одно­временно работает и учится умению распределять внимание (понять услышанное, осмыслить и законспектировать).

Переключение внимания характеризуется последова­тельной способностью переходить от одного вида умственной деятельности к другому, сохраняя высокую степень концен­трации внимания на выполняемой работе. Переключение вни­мания определяется временем, в течение которого достигается высокая отчетливость восприятия нового предмета, явления, процесса. Чередование учебных занятий, например, требует от студента последовательного переключения внимания с одной учебной дисциплины на другую, с одного вида деятельности на другой. Причем интервалы этого переключения заданы рас­писанием занятий: перерыв между занятиями равен 10 мину­там. Во время самостоятельной работы перерывы регулирует самобучающийся, здесь больше самостоятельности.

Устойчшюсть внимания выражается способностью удерживать в поле зрения необходимый предмет в течение требуемого времени. 11очти любой вид учебной и научной дс >. телыюсти может служить для внимания студента испытанием на устойчивость. Мозг человека не может все время находить­ся в одинаковом напряжении Через определенные промежут-

• и времени наступают кризисы внимания. Первый обычно

II пае г через 15—20 минут, а второй - через 30-35 минут. Сту­к-игу, знающему о таких кризисах, удается не только стабили- шровать свое внимание, но и добиваться его непрерывного подтема. В этих целях в подходящие моменты надо делать краткие отступления, дающие разрядку умственному утомле­нию

Внимание - такое психическо" свойство, без которого | удснт не может выполнить ни одного направленного дейст- ' пи, ни одной мыслительной операции. Сосредоточенность, нособность к концентрации и внимание очень близки по числу. Внимание - это выделение сознанием одних воспри­нимаемых явлений, предметов с одновременным отключением щ других. Мы живем в эпоху информационного взрыва и стре­мительного технического прогресса. Эти процессы порождают \ многих чувство неуверенности, вызывают суетливость. Ус­танем успеха в учебном процессе является сосредоточение ипимания на одном конкретном вопросе. Для студента важно ц-11. себя активизировать.

Внимание в процессе умственного труда необходимо ук- плить, развивать и поддерживать. Оно никогда не находится | одном уровне, а волнообразно колеблется. Это соответству- периодическому повышению возбудимости мозга, сменяе- му понижением его активности.

Развитие внимания осуществляется средствами само-

• питания за счет чувства морального долга, понимания зна­нии образования, сознания личной ответственности, самопо- кдения и самоконтроля. Студент приучается работать вни- | (сльно, и постепенно эта привычка становится его чертой.

11аличие интереса является одним из главных условий шмания к учебе и свидетельствует о правильной самооргани- П1п умственного труда. Одной из главных причин отсутст­вии внимания является скука. Известный немецкий ученый- педагог А.Дистервег, видевший в искусстве обучения не уме­ние сообщать, а умение возбуждать, оживлять мысль, под­черкивал, что там, где начинается скука, прекращается внима­ние, а следовательно, и образование. Из сказанного вытекают два вывода:

- нет познания без внимания;

- устойчивое внимание может жить и расти лишь на проч­ных корнях интереса.

Интерес - специфический мотив, побуждающий нас на­правлять свою умственную деятельность на конкретный объ­ект, внимание - избирательная способность воспринимать тс или иные раздражители или отвлекаться. Эти два понятия род­ственны и тесно взаимосвязаны. Существуют практические средства возбуждения интереса.

Интеллектуальное возбуждающее средство связывает интерес в основном с умственной работой, глубоким содержа­нием изучаемого.

Эмоциональное возбуждающее средство отождествляет интерес с чувством удовольствия, которое доставляет человеку умственная работа и творчество. Заинтересованность является стимулом к действию, преодолению трудностей. Человек ред ко испытывает скуку и усталость, если он занимается интерес ным, увлекательным делом.

Внимательно работать в самых разнообразных условиях верный путь саморазвития внимания. Учебная деятельное и. открывает перед студентом большие возможности. Процеа слушания и конспектирования способен полностью задейство вать внимание обучающегося. Некоторые могут одновременно слушать телевизор и вместе с тем продуктивно работать. Су ществует предел допустимости в зависимости от характера пе­редачи - музыка, пение, художественное чтение, официальная информация, и выполняемой умственной работы - подготовка к экзамену, черчение, конспектирование.

Саморазвитие устойчивости внимания человека связано < выраженностью его волевых качеств. Поэтому надо дисципли нировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином собс венных мыслей, слов, действий. Умейте сосредоточивать (дома, в вузе, библиотеке), когда этого совсем не хочет Л Приучайте себя начинать умственную работу с трудного и ш

интересного, выполняйте сначала дела, которые хочется отло­вить на потом. Хорошо развивает внимание чередование заня- I пй легких и трудных, интересных и неинтересных, при этом иг следует забывать о перерывах.

Большую пользу принесут систематические упражнения при одновременном выполнении различных действий. При Юм общее восприятие каждого объекта следует сохранить "статочно хорошим и в то же время сконцентрировать вни- мние на главном, выделяя его из второстепенного.

Внимание - одна из наиболее созидательных функций 11хики студента, обеспечивающая результативность умет­анного труда. Без способности длительно фиксировать вни- 1.нте на предмете собственной деятельности не может быть и речи о продуктивности умственного труда. Честерфилд в Письмах к сыну» замечает: «Тебе не хватает только внима­нии, ты быстро все схватываешь, у тебя хорошая память, но

• ни не сумеешь быть внимательным, то часы, которые проси- мшь над книгой, будут выброшены на ветер. Подумай только, и\ой стыд и срам: иметь такие возможности учиться и оста­нься невеждой...». (Честерфилд Ф. Письма к сыну. Максимы, трактеры. М., 1978.)

3.2. Память и воображение

Формирование человеческого опыта было бы невозмож-

• если бы образы внешнего мира, возникающие в коре го- чшого мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи жду собой, они закрепляются, сохраняются и воспроизво- ися. Запоминание, сохранение и последующее воспроиз- тение с сохранением того, что было в нашем прошлом опы- пазывается памятью.

Ксли бы люди не могли сохранять и воспроизводить "чнлый опыт, они бы лишились всякой возможности умст- нпшо развития, приобретения знаний. Поэтому задача каж-

II) человека - обогащение своей памяти. Память - главное нише самосовершенствования умственного труда - обеспе- чшет единство, целостность и культуру личности. Запомина­ние материала, его сохранение и последующее воспроизведе­ние - одно из удивительных свойств человеческого мозга.

В течение всей своей жизни человек накапливает знании и усваивает опыт других людей. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим, это важнейшая познавл тельная функция, лежащая в основе обучения, воспитания и развития культуры личности, позволяющая аккумулирован, интеллектуальный и жизненный опыт человека. Потеря памяти равнозначна потере самого себя.

Запоминание чего-то нового всегда состоит в установ лении тех или иных связей с чем-то уже известным. Память не просто механическая фиксация внешних впечатлений. Это и высшей степени активная и своеобразная функция нервной системы. Она является выражением сложного обмена веществ, происходящего в нервных клетках. Заботясь об условиях ум ственного труда, своем здоровье, студент обеспечивает воз­можность улучшения пам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: