Тема 10. Финансово-кредитная система Японии

План.

  1. Государственный бюджет Японии, бюджетный процесс.
  2. Прочие звенья финансовой системы Японии.
  3. особенности денежного обращения страны.
  4. кредитная система Японии, её звенья.

I

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высокая. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей и т. п. в неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

В Японии, в отличие от других развитых стран, удельный вес государственных расходов в ВНП небольшой (приблизительно 10% ВНП).

Приоритеты:

Социальное страхование – 36% расходной части бюджета. Японское правительство уделяет большое внимание созданию достойного уровня жизни пожилым людям. Пенсионная система Японии достаточно сложная. Государственный бюджет обеспечивает 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счёт различных пенсионных фондов.

Субсидии органам местного самоуправления (20%) представляют собой финансовую помощь второму звену бюджетной системы – бюджетам префектур.

На финансирование общественных работ – приблизительно 11%. В программе общественных работ – сооружение новых линий скоростных железных дорог, работы по развитию авиационного транспорта, проекты, относящиеся к информационным технологиям, мероприятий по улучшению окружающей среды, а также дорожное строительство.

Образование и содействие науке (8%). Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Наука и образование превратились в главный структурный фактор экономического роста.

Оборона (6%). По сравнению с другими развитыми странами расходы на оборону всегда были небольшими. 50% - на содержание персонала.

Обслуживание государственного долга (около 25%) – наихудшая в развитом мире фискальная ситуация.

План возрождения Японии намечает ряд приоритетных сфер: информационные технологии, стареющее японское общество, улучшение окружающей среды, необходимость обновления японских городов.

Прочие расходы (17%): государственные пенсии местного самоуправления, экономическое сотрудничество, поддержка малого бизнеса, энергетика, контроль за продовольствием, трансферт на промышленные капиталовложения, резерв на общественные работы и др.

В Японии актуальна проблема бюджетного дефицита (8,9% в 1999 г.).

Бюджетный процесс в Японии включает четыре основных стадии: подготовка проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета и составление отчёта об исполнении бюджета.

Подготовкой проекта бюджета занимается Министерство финансов и его департаменты. Другие министерства и ведомства готовят предложения по объёму и структуре своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и до 3 августа направляют их в бюджетный департамент Министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие документы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем – на рассмотрение Кабинета министров. После внесения поправок правительство в январе представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона согласно конституции Японии, парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета – компетенция Министерства финансов и других министерств и ведомств. Кассовое обслуживание – Банк Японии. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платёжные сметы, которые рассматриваются и утверждаются. Копии смет направляются в Банк Японии, который проводит соответствующие операции. Расходование ассигнований подтверждается ежеквартально отчётами министерств и ведомств. Контролёры Минфина проверяют отчёты и составляют общий отчёт об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Этот отчёт поступает в правительство, которое отправляет его на рассмотрение в ревизионное бюро. После того как ревизионное бюро даст заключение, отчёт утверждает правительство и передаёт его на рассмотрение и утверждение в парламент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: