Культура древнего Египта

Студент должен:

Иметь представление:

- об основных исторических эпохах культуры Др.Египта;

- территориальном расположении;

- о значении культуры Др.Египта в современном мире.

Знать:

-определения «иероглиф», «сфинкс», «жрец», «рельеф» и т.д. -мифологические представления древних египтян;

-основные шедевры Древнего Египта.

План:

Древнеегипетская цивилизация: загадка иероглифов, архитектура, скульптура, росписи, рельефы, орнамент, литература.

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство.

Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно. Умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено - средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела - пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой - «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались - это было слишком дорого. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В 3 - 2 тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы - постройка пля богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну.

Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Она сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны Высота пирамиды 147 м (сейчас 137 м).

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи «чудес света».Позднее, во 2 тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня.

К началу 1 тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон - это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца - Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис - бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп 1У выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу». Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона оказались недолговечными
Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи.

Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко 2 тыс. до н.э. Художественная литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов свои сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культура в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами. Иероглифы - рисуночное символическое письмо - были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта. Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства - это статуя фараона Аменемхета Ш, стелла вельможи Хунена. Голова фараона Сенусерта Ш.

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода 2 тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта 1 тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити - одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны. Как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым. Волосы у всех были черные, одежды - белые.

Такая же условность и постоянство характерны и для других пластических культур. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик - раскраска и положение определялись жесткими нормами, обязательными для ваятеля.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами было утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия, значительными были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце 21-начале 19 веков до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в человеческой истории часы - водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

С конца 2 - начала 1 тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинает проникать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торговал Египет.

В 6 веке до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 году до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию - в честь Александра Македонского (356 - 323 до н.э.). Египетское жречество приветствовало нового завоевателя: он был объявлен сыном бога.

В Египте устанавливается культ нового бога - Сараписа, в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. Сарапис почитался и египетским, и греческим населением. Город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Город, построенный архитектором Дейнократом, имел прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени. В городе был построен знаменитый Александрийский маяк - одно из семи «чудес свете», высотой более 100 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: