Класс (35 ч)

Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Искусство слышать, искусство видеть (6 ч) Способность человека воспринимать окружающий мир во всём многоцветье и богатстве звучания. Художественный образ как выражение отношения к миру человека-творца. Проникновение в замысел художника, композитора, писателя. Исследование собственных творческих побуждений (проявлений) в разных видах художественной деятельности. Способы раскрытия и переноса поэзии повседневной жизни в содержание произведения искусства. Роль музыки в человеческом обществе, её воспитательный потенциал. Знакомство с выдающимися деятелями в разных областях искусства, их произведениями, интересными событиями их жизни Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок. Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить). Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя. Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества. Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений. Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
Истоки творчества (8 ч) Поэтическое и обыденное — эстетическое и философское осмысление действительности, реальность и художественное уподобление. Изображение, слово, звучание — способы художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности. Состояние творчества: художественный замысел и его проживание, вынашивание идеи и импровизация, вдохновение и работа. Развёртывание художественного замысла в движении от художественной идеи к средствам её воплощения Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни. Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности. Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства. Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.). Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством
Образный язык искусства (9 ч) Музыкальные основы: процессуальная интонационно-образная природа музыкального искусства; единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи. Музыка, рождённая словом и изображением. Интонационная общность видов искусства. Образность как универсальный способ художественного познания мира. Способы заострения в искусстве нравственно-эстетического смысла. «Единство в многообразии» — уникальная способность искусства выражать человеческое всеобщее через особенное, специфическое, характерное, индивидуальное. Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная. Разнообразие художественных стилей, форм, жанров (течений, направлений, школ и пр.). Народное искусство — интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов и разных регионов России Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки. Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла. Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи. Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования. Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям. Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства. Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм. Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе. Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле. Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России. Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках
Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 ч) Возникновение художественной деятельности как условия существования человека. Искусство — способ философского осмысления жизни в её нравственно-эстетическом измерении. Природа и предназначение художественной деятельности, воздействие искусства на человека. Театр как интегративная художественная целостность (взаимодействие и взаимопроникновение живописи, музыки, литературы и других видов искусства). Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя, зрителя, слушателя («добавочные приёмы искусства»). Научное и художественное познание мира — общее и специфическое. Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке, интонационные «узелки на память» — условия понимания драматургической сущности развития музыки Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни. Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека. Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека. Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей. Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя. Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни. Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений. Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к произведениям изобразительного искусства, иллюстрировать музыкой типичные жизненные ситуации. Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: