Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
|
Искусство слышать, искусство видеть (6 ч)
| Способность человека воспринимать окружающий мир во всём многоцветье и богатстве звучания. Художественный образ как выражение отношения к миру человека-творца. Проникновение в замысел художника, композитора, писателя. Исследование собственных творческих побуждений (проявлений) в разных видах художественной деятельности. Способы раскрытия и переноса поэзии повседневной жизни в содержание произведения искусства. Роль музыки в человеческом обществе, её воспитательный потенциал. Знакомство с выдающимися деятелями в разных областях искусства, их произведениями, интересными событиями их жизни
| Воспринимать окружающий мир во всём богатстве его звучания и красок.
Понимать, что человек — существо духовное (способен думать, чувствовать, созидать, творить); понимать значение слов «человек-творец» (человек, способный созидать, творить).
Исследовать собственные творческие проявления (побуждения) на основе проникновения в замысел художника, композитора, писателя.
Определять способы переноса жизненных впечатлений в произведения художественного творчества.
Слушать произведения выдающихся классиков музыкального искусства, напевать основные темы их произведений.
Исполнять песни в коллективе сверстников, понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
|
Истоки творчества (8 ч)
| Поэтическое и обыденное — эстетическое и философское осмысление действительности, реальность и художественное уподобление. Изображение, слово, звучание — способы художественного выражения ценностного отношения человека к явлениям, событиям, фактам окружающей действительности.
Состояние творчества: художественный замысел и его проживание, вынашивание идеи и импровизация, вдохновение и работа. Развёртывание художественного замысла в движении от художественной идеи к средствам её воплощения
| Понимать истоки творчества как эстетическое и философское осмысление композитором реальных явлений жизни.
Анализировать способы художественного выражения композитором, поэтом, художником ценностного отношения к явлениям, событиям, фактам действительности.
Исследовать общие и специфические черты творческой деятельности в разных областях искусства.
Осознавать собственные творческие возможности в разных видах художественной деятельности (пении, импровизации, подборе аккомпанемента, выразительном движении, написании литературного эссе и др.).
Выявлять внутренние связи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством
|
Образный язык искусства (9 ч)
| Музыкальные основы: процессуальная интонационно-образная природа музыкального искусства; единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи. Музыка, рождённая словом и изображением. Интонационная общность видов искусства.
Образность как универсальный способ художественного познания мира.
Способы заострения в искусстве нравственно-эстетического смысла.
«Единство в многообразии» — уникальная способность искусства выражать человеческое всеобщее через особенное, специфическое, характерное, индивидуальное.
Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная. Разнообразие художественных стилей, форм, жанров (течений, направлений, школ и пр.).
Народное искусство — интонационное многообразие фольклорных традиций: характерные черты и специфика музыкального языка народов и разных регионов России
| Иметь представление о процессуальной и интонационно-образной природе музыки.
Понимать «зёрна-интонации» (темы) в развитии музыкального смысла.
Исследовать истоки единства человеческой и музыкальной речи.
Выявлять интонационную общность видов искусства в процессе их изучения, сравнения, экспериментирования.
Узнавать музыкальные фрагменты произведений разных жанров по характерным интонациям.
Передавать в разнообразной творческой деятельности эмоционально-образное содержание произведений искусства.
Уметь проводить сравнение и анализ вокальной, симфонической, инструментальной музыки разных стилей, жанров и форм.
Определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям его принадлежности к определённому течению, художественному направлению, композиторской школе.
Овладевать навыками исполнения вокальных произведений в народном стиле.
Выявлять характерные черты и специфику музыкального языка народов России.
Участвовать в народных праздниках, гуляниях, играх, школьных ярмарках
|
Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 ч)
| Возникновение художественной деятельности как условия существования человека. Искусство — способ философского осмысления жизни в её нравственно-эстетическом измерении.
Природа и предназначение художественной деятельности, воздействие искусства на человека. Театр как интегративная художественная целостность (взаимодействие и взаимопроникновение живописи, музыки, литературы и других видов искусства).
Обусловленность организации выразительных средств искусства направленностью на восприятие читателя, зрителя, слушателя («добавочные приёмы искусства»).
Научное и художественное познание
мира — общее и специфическое.
Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке, интонационные «узелки на память» — условия понимания драматургической сущности развития музыки
| Понимать художественную деятельность как высшую форму ценностного отношения человека к жизни.
Понимать историческую обусловленность возникновения искусства как условия самовоспитания человека.
Уметь объяснять многообразие видов, форм и жанров искусства необходимостью полихудожественного воздействия на человека.
Понимать театр как синтетический вид искусства, помогающий рассмотреть жизнь во всех её противоречиях, вводящий зрителя в систему общечеловеческих идеалов и ценностей.
Выявлять в художественном комплексе (фрагменте), в том числе музыкальном, специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя.
Уметь объяснять логику раскрытия любого чувства в музыке художественным воссозданием его процессуальности в реальной жизни.
Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся музыкальных произведений.
Сочинять мелодии на заданные поэтические тексты, подбирать музыку к произведениям изобразительного искусства, иллюстрировать музыкой типичные жизненные ситуации.
Знать великих отечественных исполнителей прошлого и настоящего: С.В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина, Е.А. Мравинского, Н.А. Обухову, А.В. Нежданову, С.Я. Лемешева и др.
|