Кафедра дизайна
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры дизайна
17 января 2014 г., протокол № 6
Зав.кафедрой, доцент
Мирошникова В. М.
Учебно-методические материалы для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Теория дизайна»
для студентов направления подготовки 072500.62 «Дизайн»
заочной формы обучения, 3 год, 5 семестр
Вопросы по разделам изучения дисциплины «Теория дизайна»
Раздел 1. Предмет, объект и цели дизайнерской деятельности
- Каково происхождение термина «дизайн» (по Оксфордскому словарю) и как происходит историческая трансформация его смысла?
- Чем, по мнению западных исследователей и практиков дизайна ХХ века является этот вид деятельности? Какой вывод можно сделать из многообразия его определений?
- Каково происхождение понятия «вещь»? какова роль вещи в обиходе, в культуре, в цивилизации, в дизайне?
- Как соответствует характер формообразования в дизайне базовой модели мира в тот или иной исторический период? Какие модели мира легли в основание стилевых направлений ХХ века?
- Как, по мнению М. А. Коськова, модель дизайна, которую мы принимаем, определяет датирование начала этой деятельности? Каково традиционное представление об истоках дизайна?
- Что такое «протодизайн», каковы его временные границы, основные направления, источники формообразования?
- В чем заключается особенность отечественного дизайна? Что такое современный стихийный дизайн?
Раздел 2. Дизайн как предметное творчество.
- В чем состоит различие между прогнозом и проектом?
- Что такое «художественный образ», каковы его свойства и в чем заключается особенность образного восприятия?
- В чем различие между художественным и проектным образами? Что моделирует собой проектный образ?
- Каковы функции вещи в окружении современного человека? Какие существуют теории относительно исторически первичных функций вещи?
- Что такое «социальные роли», и как используется это понятие в дизайне на этапе предпроектного исследования?
- Чем отличается процедура типологизации от процедуры классификации и почему в дизайне принят этот вид систематизации потребителей?
Раздел 3. Основные функции дизайна
- В чем заключаются особенности профессионального дизайнерского мышления? Каково принципиальное различие между понятиями «задача» и «проблема», и как это связано с инновационным и аналоговым проектированием?
- В чем состоит метод художественного моделирования?
- Какие существуют эвристические (провоцирующие творческую находку) приемы для создания проектного образа?
- Что означают понятия «тематизация», «смыслообразование», и каков алгоритм проектного мышления дизайнера?
- В чем заключается методический смысл различных точек зрения дизайнера на вещь? Каково содержание этих позиций?
- Что такое «культурный образец» проектируемого объекта, и как он может быть использован в дизайне?