- Что определяет понятие «парадигма» - научная, философская, культурная, художественная?
- В чем отличие «предметно-пространственной среды» от «предметного окружения»
- Каковы основные стратегии культурного освоения человеком своего окружения?
Раздел 5. Особенности дизайна предметно-пространственной среды
- Каковы место и роль архаического слоя сознания в мышлении современного человека?
- Что такое «архетипы» сознания, кто ввел это понятие, и как может использоваться их эмоциональный потенциал для направленного воздействия на восприятие адресата?
- Что такое «мифопоэтическая картина мира»?
- Каковы особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды?
Раздел 6. Методологические основы дизайн-деятельности
- Какова связь идеологии средового подхода в дизайне с основными позициями постмодернизма?
- Чем отличается дизайн предметно-пространственной среды от традиционного дизайна вещей?
- Каковы параметры функционально и эстетически полноценной предметно-пространственной среды?
- Каково происхождение дизайн-программ? Какое место занимает в разработке дизайн-программе дизайн-концепция?
Темы для коллоквиума по дисциплине «Теория дизайна»
|
|
- Способность к творчеству: талант или работа?
- Взаимоотношение дизайнера и потребителя
- Семантика формы, цвета и пластики в дизайне.
- Мозговой штурм и другие методы генерирования проектной идеи.
- Прогнозы развития дизайн-деятельности.
- Влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования.
- Специфика дизайна в виртуальном пространстве.
- Какова специфика проведения предпроектных исследований для дизайн-проектирования.
- Какие факторы влияют на эффективность проектного исследования.
- Каковы технологические, психофизиологические и этические требования к продуктам дизайнерской деятельности.
- Дайте характеристику этапов проектной деятельности.
- Каковы наиболее распространенные ошибки в методике проектного процесса.
Вопросы для экзамена по дисциплине «Теория дизайна»
1. Происхождение термина «дизайн» и историческая трансформация смысла понятия «дизайн».
2. Происхождение понятия «вещь». Роль вещи в обиходе, в культуре, в цивилизации, в дизайне.
3. Характер формообразования в дизайне и соответствие базовой модели мира в определенный исторический период.
4. Определение понятия «протодизайн» (его временные границы, основные направления, источники формообразования).
5. Особенности отечественного дизайна. Специфика современного стихийного дизайна.
6. Принцип различия понятий прогноз и проект.
7. Понятие «художественный образ». Особенности образного восприятия.
|
|
8. Принцип различия художественного и проектного образов.
9. Основные функции «вещи» в окружении современного человека. Теории исторически первичных функций «вещи».
10. Понятие «социальные роли» и использование этого понятия в дизайне на этапе предпроектного исследования.
11. Отличие процедуры типологизации от процедуры классификации. Принцип систематизации потребителей.
12. Особенности профессионального дизайнерского мышления.
13. Различие между понятиями «задача» и «проблема», связь этих понятий с инновационным и аналоговым проектированием.
14. Сущность метода художественного моделирования.
15. Эвристические (провоцирующие творческую находку) приемы для создания проектного образа.
16. Сущность методики «мозгового штурма» (словесного и визуального).
17. Сущность образных приемов: «ситуация выставки», «ситуация музея», «перевоплощение, или заимствование позиций»
18. Сущность образных приемов: «отождествление себя с проектируемым объектом», «сценарное моделирование», «заимствование аналогий».
19. Понятия «тематизация», «смыслообразование» и связь этих понятий с алгоритмами проектного мышления дизайнера.
20. Методический смысл различных точек зрения дизайнера на вещь. Содержание этих различных позиций.
21. Понятие «культурный образец» проектируемого объекта, и использование его в дизайне.
22. Понятие «парадигма» (научная, философская, культурная, художественная), ее влияние на формообразование в дизайне.
23. Отличие «предметно-пространственной среды» от «предметного окружения».
24. Основные стратегии культурного освоения человеком своего окружения.
25. Место и роль архаического слоя сознания в мышлении современного человека.
26. Понятие «архетипы» сознания, приемы использование их для направленного воздействия на восприятие адресата.
27. Сущность понятия «мифопоэтическая картина мира».
28. Особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды.
29. Связь идеологии средового подхода в дизайне с основными позициями постмодернизма.
30. Отличие дизайна предметно-пространственной среды от традиционного дизайна вещей.
31. Параметры функционально и эстетически полноценной предметно-пространственной среды.
32. Место дизайн-концепции в разработке дизайн-программы.
33. Основные критерии дизайна и стадии дизайн-проекта.
34. Классификация видов современной дизайнерской деятельности и прогнозы развития дизайна.
35. Влияние визуального состояния предметно-пространственной среды на психо-эмоциональное состояние человека.
36. Специфика методического приема «включенного» проектирования (на примере дизайна городской среды).
37. Семиотическая классификация знаков (по Ч. Пирсу). Связь каждого из типов знаков с замещаемым им объектом.
38. Специфика «перевода» вербального языка на изобразительный. Виды тропов и принципы их работы.
39. Понятие «аллегория». Различие символических и несимволических культур.
40. Роль дизайна в культуре, в цивилизации, в жизни человека и в отношениях человека и мира.