Раздел 4. Эволюция научных, культурных и проектных парадигм

  1. Что определяет понятие «парадигма» - научная, философская, культурная, художественная?
  2. В чем отличие «предметно-пространственной среды» от «предметного окружения»
  3. Каковы основные стратегии культурного освоения человеком своего окружения?

Раздел 5. Особенности дизайна предметно-пространственной среды

  1. Каковы место и роль архаического слоя сознания в мышлении современного человека?
  2. Что такое «архетипы» сознания, кто ввел это понятие, и как может использоваться их эмоциональный потенциал для направленного воздействия на восприятие адресата?
  3. Что такое «мифопоэтическая картина мира»?
  4. Каковы особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды?

Раздел 6. Методологические основы дизайн-деятельности

  1. Какова связь идеологии средового подхода в дизайне с основными позициями постмодернизма?
  2. Чем отличается дизайн предметно-пространственной среды от традиционного дизайна вещей?
  3. Каковы параметры функционально и эстетически полноценной предметно-пространственной среды?
  4. Каково происхождение дизайн-программ? Какое место занимает в разработке дизайн-программе дизайн-концепция?

Темы для коллоквиума по дисциплине «Теория дизайна»

  1. Способность к творчеству: талант или работа?
  2. Взаимоотношение дизайнера и потребителя
  3. Семантика формы, цвета и пластики в дизайне.
  4. Мозговой штурм и другие методы генерирования проектной идеи.
  5. Прогнозы развития дизайн-деятельности.
  6. Влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования.
  7. Специфика дизайна в виртуальном пространстве.
  8. Какова специфика проведения предпроектных исследований для дизайн-проектирования.
  9. Какие факторы влияют на эффективность проектного исследования.
  10. Каковы технологические, психофизиологические и этические требования к продуктам дизайнерской деятельности.
  11. Дайте характеристику этапов проектной деятельности.
  12. Каковы наиболее распространенные ошибки в методике проектного процесса.

Вопросы для экзамена по дисциплине «Теория дизайна»

1. Происхождение термина «дизайн» и историческая трансформация смысла понятия «дизайн».

2. Происхождение понятия «вещь». Роль вещи в обиходе, в культуре, в цивилизации, в дизайне.

3. Характер формообразования в дизайне и соответствие базовой модели мира в определенный исторический период.

4. Определение понятия «протодизайн» (его временные границы, основные направления, источники формообразования).

5. Особенности отечественного дизайна. Специфика современного стихийного дизайна.

6. Принцип различия понятий прогноз и проект.

7. Понятие «художественный образ». Особенности образного восприятия.

8. Принцип различия художественного и проектного образов.

9. Основные функции «вещи» в окружении современного человека. Теории исторически первичных функций «вещи».

10. Понятие «социальные роли» и использование этого понятия в дизайне на этапе предпроектного исследования.

11. Отличие процедуры типологизации от процедуры классификации. Принцип систематизации потребителей.

12. Особенности профессионального дизайнерского мышления.

13. Различие между понятиями «задача» и «проблема», связь этих понятий с инновационным и аналоговым проектированием.

14. Сущность метода художественного моделирования.

15. Эвристические (провоцирующие творческую находку) приемы для создания проектного образа.

16. Сущность методики «мозгового штурма» (словесного и визуального).

17. Сущность образных приемов: «ситуация выставки», «ситуация музея», «перевоплощение, или заимствование позиций»

18. Сущность образных приемов: «отождествление себя с проектируемым объектом», «сценарное моделирование», «заимствование аналогий».

19. Понятия «тематизация», «смыслообразование» и связь этих понятий с алгоритмами проектного мышления дизайнера.

20. Методический смысл различных точек зрения дизайнера на вещь. Содержание этих различных позиций.

21. Понятие «культурный образец» проектируемого объекта, и использование его в дизайне.

22. Понятие «парадигма» (научная, философская, культурная, художественная), ее влияние на формообразование в дизайне.

23. Отличие «предметно-пространственной среды» от «предметного окружения».

24. Основные стратегии культурного освоения человеком своего окружения.

25. Место и роль архаического слоя сознания в мышлении современного человека.

26. Понятие «архетипы» сознания, приемы использование их для направленного воздействия на восприятие адресата.

27. Сущность понятия «мифопоэтическая картина мира».

28. Особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды.

29. Связь идеологии средового подхода в дизайне с основными позициями постмодернизма.

30. Отличие дизайна предметно-пространственной среды от традиционного дизайна вещей.

31. Параметры функционально и эстетически полноценной предметно-пространственной среды.

32. Место дизайн-концепции в разработке дизайн-программы.

33. Основные критерии дизайна и стадии дизайн-проекта.

34. Классификация видов современной дизайнерской деятельности и прогнозы развития дизайна.

35. Влияние визуального состояния предметно-пространственной среды на психо-эмоциональное состояние человека.

36. Специфика методического приема «включенного» проектирования (на примере дизайна городской среды).

37. Семиотическая классификация знаков (по Ч. Пирсу). Связь каждого из типов знаков с замещаемым им объектом.

38. Специфика «перевода» вербального языка на изобразительный. Виды тропов и принципы их работы.

39. Понятие «аллегория». Различие символических и несимволических культур.

40. Роль дизайна в культуре, в цивилизации, в жизни человека и в отношениях человека и мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: