Технологическая карта урока «Окружающий мир»

Обязательные блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

I. Целеполагания: (планируемый результат деятельности – ответ на вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?»), подразделяемый, согласно Н.Ф.Виноградовой, на цели личностные, социальные и педагогические (дидактическая цель тождественна выводу и формулируется с учетом знаниевого, процессуального компонентов). Общая цель занятия конкретизируется через планируемые результаты обучения и задачи урока.

Тема урока определяется содержанием Стандарта. При этом следует принимать во внимание особенность преподавания дисциплин. Планируемые результаты урока подразделяются на блоки знания, умения и навыки. умению работать с различными видами письменных исторических источников (извлекать информацию; различать факты и интерпретацию).

Умения и навыки - содействовать дальнейшему развитию следующих умений:

умению работать с различными видами письменных исторических источников (извлекать информацию; различать факты и интерпретацию);

навыков критического мышления на основе использования приемов технологии РКМЧП (кластер, синквейн, денотатный граф);

навыков самостоятельной работы с учетом выбора индивидуального темпа продвижения по учебному материалу;

навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблицы, логической цепочки, ментальной карты);

подготовка учащихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ (работа с тестами различного типа).

Вследствие этого представляется необходимым выделить аспект личностноформирующей направленности урока, построенного по принципу использования технологической карты, поскольку сами по себе ЗУН не способствуют формированию интересов, убеждений, направленности личности ребенка.

II. Инструментальный (средства достижения цели - «Посредством чего учить?»)

Тип урока определяется в соответствии с содержанием блока целеполагания. В старших классах на уроках истории и обществознания наиболее подходящими для проведения по принципу технологической карты будут практическая и лабораторная работа по анализу различных источников и организации дискуссии на основе их содержания.

На уроках с использованием технологической карты репродуктивные методы обучения уступают место частично – поисковым, проблемным.

Урок должен быть выстроен с привлечением современных технологий обучения, поскольку целью школьного образования является формирование критического мышления у школьников а также различных компетенций. Среди таких технологий могут быть названы технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, дискуссионные технологии. Технологическая карта предполагает наличие УМК, в который входят материалы для организации познавательной деятельности школьников:

план урока с указание этапов, видов деятельности и форм работы;

пакет документов с заданиями разноуровневого характера;

Контрольный лист для самопроверки усвоенного материала;

Лист инструкции по выполнению заданий с указанием времени, отводимого на их выполнение, а также «стоимости» заданий в баллах Лист самооценки деятельности учащегося.

Таблица 1. Лист инструкции для учащихся

Содержание

Время выполнения

Содержание учебного элемента

Руководство по усвоению материала

Кол-во заданий

Кол-во баллов

Учебный элемент

УЭ 1. Термин «политическая элита»

не ограничено

Вы узнаете том, что такое элита, каковы ее основные характерные признаки

Составьте кластер, в котором отразите основные признаки, присущие политической элите. При этом важно выделить признаки, характеризующие элиту в узком и широком смысле. Для этого Вам нужно найти сходные и различные черты в подходах перечисленных авторов

1 4

III. Организационно-деятельностный (операции по достижению цели - «Чему учить?», «Как учить?»)

Этапы урока. План урока представлен в схеме, отражающей основные этапы урока. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.

В схеме необходимо указать количество времени, затрачиваемое на выполнение заданий, что позволяет ученикам рационально распределить время а также представить весь ход урока.

Время на уроке ограничено, поэтому ни одной минуты не должно тратиться впустую. Для этого учителю нужно четко спланировать как свою работу, так и работу учащихся. Именно этой цели служат отдельные графы – “Деятельность учителя” и “Деятельность учащихся”, позволячюшие согласовать их работу.

Особое место занимает раздел “Обратная связь”, поскольку помимо наличия инстукций для учащихся по выполнению учебных заданий, учителю необходимо на каждом этапе осуществлять контроль за пониманием изучаемого материала. Наиболее продуктивен варинт, когда ученики задают вопросы учителю, что демонстрирует учителю область знания и облсть незнания.

Этапы

Время

УЭ

Содержание этапа

Обратная связь

Основная форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок 1 (45 минут)

Этап вызова

1.

Организационный момент

3 мин

мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово

погружение в учебную ситуацию

2.

Вовлечение в деятельность, инвентаризация знаний учащихся

5 мин

предлагает учащимся озвучить свой вариант синквейна по теме «Политическая элита»

2-3 учащихся представляют синквейны

вопросы учащихся к выступившим, уточнение полученной информации. На основе синквейна ученики формулируют цель урока

индивидуальные ответы

Этап осмысления

3.

Проверка опережающего домашнего задания

15 мин

УЭ 1,

УЭ 2,

УЭ 3

выяснение правильности выполнения опережающего домашнего заданий в соответствии с составленными дома конспектами учащихся (основа – работа над кластером, при этом необходимо установить связь с заложенной в синквейне информацией)

ответы учащихся на «тонкие» и «толстые» вопросы

фронтальная беседа

4.

Выполнение заданий

5 мин

УЭ 4

консультирование учащихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений

составление в тетрадях конспекта по модулю

вопросы к учителю

индивидуальная

Первичное закрепление знаний по модулю

5 мин

проверка правильности понимания изученного материала по модулю

ответы на вопросы учителя на основе заданий по модулю УЭ 4

фронтальная (эвристическая) беседа

5.

Обсуждение заданий

6 мин

УЭ 5

направление хода обсуждения

ответы учащихся, уточнение моментов, вызвавших затруднения (остальные учащиеся задают вопросы отвечающим)

индивидуальные ответы

6 мин

УЭ 6

Урок 2 (45 минут)

6.

Обсуждение заданий

5 мин

УЭ 7

направление хода обсуждения, коррекция ответов учащихся

ответы на проблемные вопросы

фронтальная (аналитическая беседа)

7.

Заслушивание сообщения

3 мин

УЭ 8

организация прослушивания сообщения, уточнение формы фиксации предъявленного материала

заполнение памятки-алгоритма для характеристики исторической личности

уточняющие вопросы

индивидуальная

8.

Внутригрупповое обсуждение

8 мин

на основе УЭ 7

консультирование учащихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений

обсуждение проблемного вопроса («толстые вопросы») на основе техники «мозговой штурм»

вопросы к учителю

групповая

9.

Межгрупповая дискуссия

13 мин

на основе УЭ 7

направление хода дискуссии, коррекция ответов учащихся

работа в режиме свободной дискуссии

коллективное обсуждение

Подведение итогов урока

3 мин

по блокам

УЭ 1 –

УЭ 8

Формулирование выводов по уроку совместно с учащимися. Ученики должны задать вопрос, на который они хотели, но не получили ответ

в ходе урока

Закрепление изученного материала

10 мин

по блокам

УЭ 1 –

УЭ 7

инструктаж по выполнению

Контрольного листа

выполнение заданий из Контрольного листа

письменный ответ на тестовые задания

индивидуальная

Этап рефлексии

12.

Самоанализ деятельности

3 мин

организация работы учащихся по заполнению Листа самоанализа деятельности

Занесение данных в Лист самоанализа деятельности

письменная фиксация результатов самооценки

индивидуальная

IV. Диагностический - Блок диагностики результатов важен в связи с необходимостью проконтролировать реализацию планируемых результатов обучения, прописанных в Блоке целеполагания.

Диагностика результатов осуществляется учителем на основе наблюдения за работой учащихся на уроке с учетом данных Листа самооценки деятельности, который заполняется каждым учеником на этапе рефлексии.

Таблица 3. Лист самооценки деятельности учащегося (для учащихся)

ФИО учащегося

Индивидуальная работа

Групповая работа

Участие в проверке домашнего задания

Постановка вопросов учителю и одноклассникам

Индивидуальные ответы на вопросы

Степень удовлетворенности собственной работой

Роль в группе

Степень активности в групповом обсуждении

Участие в постановке вопросов другим группам

Степень удовлетворенности работой

Примечание: степень удовлетворенности ученика оценивается по 5-балльной шкале. Критерии вырабатываются совместно с учащимися:

5 баллов - полностью доволен своей работой

4 балла - не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу

Контроль степени усвоения учебного материала выражается в подсчете заработанных учениками баллов за выполнение опережающего домашнего задания а также заданий, выполняемых в ходе урока, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным. Критерии прилагаются к Листу инструкции для учащегося для ознакомления.

Таблица 4. Критерии оценки

Кол-во баллов

Кол-во в %

Отметка

65 - 56

100 - 85

«отлично»

55 - 46

84 -70

«хорошо»

46 - 34

69 - 50

«удовлетв.»

33 и ниже

49 и ниже

«неудовлетв.»

Примечание: при наличии заданий повышенной сложности составляется также таблица «Критерии оценки для учащихся, выполнявших задание повышенной степени сложности».

Задания из Контрольного листа выполняются в конце урока и выполняют функцию закрепления изученного материала. Обязательным при составлении заданий является требование разноуровневых вопросов, представляющих собой разные типы тестовых заданий.

Пример:

Укажите признак(и), не являющийся(иеся) характерным(и) для политической элиты:

А) высшая привилегированная группа, наделённая особенными психологическими чертами;

Б) лица, обладающие богатством;

В) обладание монополией на право принятия решений;

Г) структурное постоянство;

Д) большинство, наиболее активное в политическом отношении.

V. Методический (текст вступительного слова учителя, комментарии для проведения урока, домашнее задание, поэтапное планирование доски).

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/tehnologicheskaya-karta-uroka

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/tehnologicheskaya-karta-po-okruzhayushchemu-miru-v-mire-zvuka


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: