Проблематика ТП «Лингво»

Могут быть выделены следующие основные проблемы, касающиеся процессов мышления и коммуникации:

  • Не очерчен предмет (проблема);
  • Не выстроены «рамки» (комплект априорных ограничений, прежде всего, онтологических, на предмет и средства мышления и коммуникации);
  • Отсутствует рефлексия, что не дает возможность установить цели мышления или коммуникации (или обозначить отсутствие таких целей), выделить задачи и получить априорное представление о результате. Как следствие, этот результат отсутствует либо не рефлектируется;
  • Перепутаны и не отрефлектированы средства мышления;
  • Перепутаны и не отрефлектированы техники коммуникации. Игнорируется проблема обобщенного перевода между языками, ценностными и деятельностными системами транслятора и получателя информации;
  • Процессы мышления и коммуникации не управляемы – предмет и средства не удерживаются в течение более, чем одного «такта» мыслекоммуникации, причем возникший дрейф системы мыслеобразов не рефлектируется, не фиксируется, не исправляется и не используется;
  • Результат мышления не упаковывается в форму, удобную для трансляции.

3. Структура ТП «Лингво» [5]

Поскольку ТП «Лингво» относится к совокупностям технологий, преимущественно гуманитарных, основой технологического пакета является соответствующий информационный пакет.

К ядру ТП «Лингво» принадлежат ИП «Лингво», технологические субпакеты «Карта личности» (ведущий) и «Управление скриптами». Развитие в этих субпакетах технологии позволяют сформировать дефициентный, но работоспособный субпакет «Первичный Социософт».

К периферии ТП «Лингво» относятся дефициентный пакет «Управление семантикой», проектируемые технологии или технологические пакеты «Управление Логами», «Управление пассионарностью», «Управление стратегическими ориентирами.

Информационный пакет «Лингво»

ИП «Лингво» опирается на фундаментальные научные дисциплины «Психология», и «Лингвистика», используя также некоторые достижения «Мыследеятельностной методологии», отдельные принципы стратегии, некоторые игровые техники.

Ядром ИП «Лингво» (и, собственно, базовой научной дисциплиной технологического пакета) является гуманитарная наука, описывающая взаимосвязь между формами мышлениями, социальными и психологическими характеристиками личности и языковыми практиками. Эта наука, как системно организованная совокупность знаний, не описана, и названия не имеет. Исходя из функциональной структуры, данная дисциплина может быть названа когнитивной психолингвистикой.

Когнитивная психолингвистика представляет собой продукт взаимодействия перечисленных выше научных дисциплин. Ее базовой наукой является психология, которая представлена в КПЛ через нейролингвистическое программирование, информационные типологические модели, модели социальной психологии.

Когнитивная психолингвистика использует разработанную в НЛП «метамодель» (типология репрезентативных систем: аудиалы, визуалы, кинестетики, диггиталы; понятие якорей; понятие импринтов; сигналы доступа; речевые техники; рефрейминг), модель субличностей. Одним из ключевых положений ТП «Лингво» является возможность управления субличностями, позволяющего субличности специализировать. Речь идет, по сути, об инсталляции виртуальной шизофрении, которая, во-первых, страхует от функциональной шизофрении, во-вторых, позволяет оптимизировать процессы внутреннего диалога и внутренней мыследеятельности, в-третьих, повышает интенсивность работы психики (в значительной мере, за счет использования энергии рода, история которого «прописана» в субличностях[6]). Современное прочтение «метамодели» НЛП подразумевает знакомство с теорией семантических спектров В.Налимова и умение корректировать эти спектры.

Метамодель служит основанием для построения основы ТП «Лингво» - модели Протоколов Общения.

Когнитивная психолингвистика использует в качестве базовой модель контуров сознания, разработанную Т.Лири и Р.Уилсоном. Эта модель присутствует в явном или скрытом виде во всех построениях и во всех техниках ТП «Лингво». Непосредственно модель Лири применяется в психогимнастике (тренинг «до-ре-ми»), в процедуре управление контурностью через построение «лестницы контуров», инфопсихологической «проектной вертушке». Опосредовано – в позиционирующем тренинге Бертрана Рассела.

Предполагается, что разложение психики по субличностям, контурам сознания и т.д. может быть обобщено в модели психосемантических рядов, описывающей произвольные разложения психики в произвольном функциональном пространстве и оператор перехода между такими разложениями. На настоящий момент такая модель не разработана.

Важное значение имеет также информационная метапсихология личности (А.Аугустиневичуте, 1983 г., опирается на разработки К.Юнга). Модель Аугустиневичуте (соционика) используется в ТП «Лингво» непосредственно, представляя собой одну из простых техник оптимизации коммуникации, а также через теорию аспектов действительности (инфопсихологию).

Инфопсихология порождает представление об информации, как о векторе в восьмимерном аспектном пространстве и позволяет описывать коммуникацию в языке компл е ксного информационного сопротивления, действительная часть которого (активное сопротивление) описывает уменьшение длины информационного вектора, а мнимая (реактивное сопротивление) – поворот этого вектора в аспектном пространстве. Наличие реактивного информационного сопротивления позволяет конструировать информационные генераторы (смыслогенерирующие человеко-системы, смысловыделяющие элементы, СВЭЛы).

С другой стороны, сложная структура информации приводит к возникновению представлений об информационных объектах, как об информации, обладающей структурой, способной к самоорганизации, не зависящей от своих носителей и развивающейся в силу собственных императивов. Оптимизация коммуникации человека с информационными объектами представляет собой одну из главных задач ТП «Социософт»; ТП «Лингво» специализируется на информационных объектах одного узкого типа – семантических скриптах. Скрипт (динамический сюжет, сценарий) есть повторяющая (самовоспроизводящаяся) последовательность действий в форме поступков или высказываний. Семантический скрипт – самовоспроизводящаяся последовательность суждений, вопросов или иных форм высказываний. Другими словами, семантический скрипт - это запрограммированное речевое поведение, набор высказываний, порождающих друг в друга помимо воли (и разума) собеседников. Простым и понятным примером реализации семантического скрипта являются повторяющиеся ссоры.

Важными элементами когнитивной психолингвистики являются вытекающие из социальной термодинамики модель идентичности и модель пассионарности. Управление Идентичностью (в некоторых минимальных пределах) производится через тренинг Бертрана Рассела и понятие тензорной идентичности, техника управления идентичностью в широких пределах (психоскульптура) разрабатывается. В настоящее время не разработана также техника управления пассионарностью, хотя установлены важные связи между пассионарностью, особенностями мышления, некоторыми психологическими характеристиками, вытекающими из понятия идентичности, в т.ч. толерантностью. Возможно, тренинг пассионарности может быть создан в технике мистериальных ролевых игр.

Мыследеятельностная методология вместе с моделью стратегических ориентиров, вытекающей из теоретической стратегии, приводит к представлению мышления, как антикризиса в пространстве стратегических ориентиров [7] и классификации мышления по уровням объектов, которыми это мышление оперирует (лектическая типология мышления). СМД-методология является также основанием инсталляции рефлексивного мышления, которое является необходимым условием работы ТП «Лингво», поскольку обеспечивает работу Протоколов Общения.

Лингвистика естественно порождает типологию цивилизаций по способу управления системой переходов в трехслойной модели «мышление – коммуникация – деятельность» (лингвистическая версия СМД-трехслойки). В этой типологии европейской цивилизации соответствует информационный пра-объект ЛОГОС, сшивающий мышление и коммуникацию через понятие рассуждения. При этом предполагается, что деятельность «вынесена на аутсорсинг»: она осуществляется другими людьми и в другом слое, причем подразумевается не сознательный труд, а формальное исполнение алгоритма. То есть, в слое деятельности люди не нужны, там обитают рабы (андроиды).

В цивилизации Китая слой нормативной письменной коммуникации выделен и контролируется образованным сословием – чиновниками. Мышление же соединено с деятельностью в логике «сознательного труда»: распоряжения администрации надлежит выполнять творчески, со сметкой и смекалкой, сообразуясь с принципом человечности (жэнь) и узором культуры (ВЭНЬ). Именно Культура в значении «узор», «образ», «паттерн» - ВЭНЬ является китайской версией информационного пра-объекта.

Индия соединяла речь и деятельность, выделяя в отдельный слой высшее мышление, философию, создание образов и их отражения в языке. В этой парадигме с неизбежностью возникала кастовая система разделения рече-деятельностных практик, а интегрирование деятельностей осуществлялось в слое мышления через уничтожение/создание личных Вселенных (информационный пра-объект БРАХМА).

Существенно, что единицей ЛОГОСА является сущее – сущность (БОГ есть сущность сущностей), в то время, как единицей ВЭНЬ служит ситуация (ДАО есть ситуация ситуаций). В БРАХМЕ единицей служит закон (в значении долг, путь, закон природы, необходимость, свобода в определении Энгельса). Соответственно, ДХАРМА есть закон закона

Логос, как европейский путь управления процессами в лингвистической «трехслойке», породил самовозрастающую (автокаталитическую) систему деятельностей. Это привело к изменениям информационной среды, сложность которой сделалась, в конечном счете, несовместной с существованием пра-объекта ЛОГОС[8] и, опосредовано, ВЭНЬ и БРАХМА.

В настоящее время адекватного механизма управления процессами перехода между мышлением, речевыми практиками и деятельностью нет, что может привести к обвальному упрощению системы деятельностей (первичное упрощение). Альтернативой является создание эмуляторов ЛОГОСА в современной культуре, и ТП «Лингво» можно рассматривать, как одну из первых попыток создания такого эмулятора.

Разрушение пра-объекта ЛОГОС привело к потере трудно наблюдаемой технологии «To be human», позволяющей придавать деятельностям смысл включением трансцендентной составляющей. Восстановление этой технологии и ее новое прописывание в языке также относится к задачам когнитивной психолингвистики.

Есть надежда - решить основную задачу лингвистики – связать мышление с языком и построить ЛОГОС, непосредственно «прописанный» в языке – естественном, искусственном или обискусствленном.

Субпакеты ТП «Лингво»

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: