Введение

В настоящее время актуальность приобретает технологический и полифункциональный подход к проблемам профессиональной педагогики. Тенденции узкой специализации всегда заводили в тупик процессы социокультурной динамики развития учебно-образовательных и воспитательно-развивающих систем и моделей.

Проблемы специализированного обучения и воспитания на сегодняшний день не могут ограничиваться вопросами психологического обоснования соотношений общих и специальных способностей (Рубинштейн). Психологические исследования творческих способностей и творческой уникальности человека (работы: Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002; Варламова Е.Л., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002) наглядно демонстрируют автономную природу творческих способностей и необходимость разработки специальных методов и технологий их развития в системе взаимодействия с общими и специальными способностями. Этим обусловлена обязательность разработки вопросов «творческой педагогики» в курсе «Профессиональная педагогика».

Данный курс составлен для студентов творческих специализаций – «режиссер театрализованных представлений, преподаватель» и «режиссер любительского театра, преподаватель» (как курс «Театральная педагогика и методика организации студийного театрального коллектива»). А потому дисциплина, изучающая формы, методы, средства и т.д. «специализированной педагогики», представляет содержательный материал по вопросам динамики становления и развития театрально-педагогического метода в России за период со второй половины XVII по первую четверть XX вв.

Категория «театральная педагогика» нами представлена достаточно широко и не ограничивается вопросами специализированного обучения «актера театра». Сами процессы становления и развития «театрально-сценической педагогики» не только тесно связаны с общеобразовательными системами, но непосредственно зарождаются и формируются в них как неотъемлемая часть учебного процесса («Школьный театр», «Кадетский театр», «Университетский театр»).

Театральность, как «свойство жизни», «специфическая система поведения», «особый способ художественного мышления», является не менее универсальной категорией, обозначающей способы существования и формы поведения в искусственно-знаковой и условно-символической среде (театрализация). В контексте общепедагогических вопросов и проблем «театральность» является универсальным механизмом творческого развития, обучения и воспитания.

Сегодня «Система Станиславского» выступает не в качестве единообразного идеологического метода «формирования», но представляется как «метатеория» обучения и воспитания, рассматривается в качестве базовой модели для создания технологий современной «театральной дидактики».

Курс «Профессиональная педагогика» тесно связан и опирается на такие практические и теоретические дисциплины как «Режиссура и мастерство актера», «Режиссура как практическая психология», «История театра», «Психология творчества», «Психология художественного творчества» и др. Целью настоящего курса является разработка политехнической концепции творческой педагогики и технологий организации учебно-воспитательного процесса в «условно-символической среде» – «театрально–театрализованной». Основные задачи курса заключаются в выявлении, постановке и разработке проблем исследовательского характера по содержательному материалу процессов становления и развития театрально-педагогического метода – «театральной дидактики». Программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ДС.10.

Цель настоящей программы – помочь студентам получить целостную картину социально-культурной динамики становления и развития театрально-педагогического метода и организовать самостоятельную работу по изучению курса «Профессиональная педагогика».

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий (дидактический практикум). Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе с выходом на ориентацию и выбор темы проблемного исследования (в перспективе дипломной работы).

В каждом разделе программы диахронический способ изложения конкретно-исторического материала сочетается с «синхронизированным» выходом на перспективное опережение тематической интеграции с целью итогового моделирования современных технологий образовательно-педагогических систем.

В результате изучения курса студент должен знать основные понятия, методы, этапы развития театральной дидактики. Осознавать принципы организации творческого процесса развития, обучения и воспитания. Уметь классифицировать типы образования и на их основе ставить задачу и гипотетически ее моделировать в зависимости от требований педагогических ситуаций. Проводить анализ практических работ в соответствии с теоретическими исследованиями в специфике поставленной проблемы.

Курс «Профессиональная педагогика» общим объемом 72 часа (24 темы на 48 лекционных часов и 12 тем на 24 семинарских часа) изучается в течение 4 семестров.

Курс завершается зачетом в 8 семестре и экзаменом в 10 семестре.

При этом студент должен продемонстрировать не только теоретическую осведомленность в сфере «театральной дидактики», но и предоставить результаты практической апробации основных положений творческой организации учебно-воспитательного процесса: материалы педагогической практики, работа с дипломными исследованиями предшествующих выпусков по темам курса, заинтересованность в процессе подготовки текущих выпускных квалификационных исследований.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ I. Общепедагогические принципы специализированного обучения

1.1.1. Введение в специальную педагогику.

2.1.2.Становление педагогического метода в исторических образовательных системах (общий обзор).

3.1.3. «Народная» дидактика обрядово-ритуального синкретизма: игровые и знаково-символические средства «народной педагогики».

4.1.4. Античные модели развития и формирования: «пайдейя» Платона и «энтелехия» Аристотеля. «Риторские школы» – первая модель образования «публичного» человека. 5.1.5. Модальный принцип средневековой дидактики: ремесло и универсум (профессионально-ремесленная, «цеховая» дидактика и «духовно-книжное» образование в монастырях и университетах Европы).

6.1.6. Общие процессы формирования искусственной, «условной» среды существования – образовательно-игровой: олицетворение, персонификация, мифологизация, аллегоризм, символизм, эмблемата, «театрализованная декорация» «школьного театра».

7.1.7. «Художественный космос» Возрождения и принцип античного «Техне»: ремесло и искусство.

8.1.8. «Великая дидактика» Я.А. Коменского и начало становления общепедагогического метода.

9.1.9. Наглядно-иллюстративный дидактический метод и «игровые» методики обучения: «школьный театр» в системе общего образования

10.1.10. Эпоха Реформации и процессы дифференциации в формировании различных систем образования: «иезуитский коллеж» и «иезуитский театр», «янсенистский психологизм» и «психологический трагизм», «государственный протестантизм» («свобода и предопределенность»).

РАЗДЕЛ II. Общие и специализированные модели образования

11.2.1. Становление «светской», «государственной» модели «внешнего» специализированного и общего образования в России XVIII столетия (Кадетский шляхетный корпус и «Кадетский театр», Университеты и «Университетский театр», семинарии и «школьный театр»): «мода на образование».

12.2.2. Культурно-просветительские системы образования первой четверти XIX столетия: «закрытые» формы обучения (домашнее образование» и «домашний театр» – «частное образование»: пансионы, лицеи и «любительский театр»).

13.2.3. Казенное образование и методы специализированного обучения («синкретическая» дидактика).

14.2.4. Образовательные реформы второй половины XIX столетия: становление и развитие принципа общего «самообразования» и «самообучения» в системе специализированного образования.

15.2.5. Личностно-ориентированные и природосообразные системы образования – «индивидуальный подход» в общей и специальной педагогике.

16.2.6. Общая проблематика дифференцированного обучения в контексте процессов интеграции образовательных систем: специальность и межпредметные связи.

17.2.7. «Ланкастеровский» метод «товарищеского» обучения: Царский Лицей – лучшая мировая модель общего развития.

18.2.8. «Профессионализм» и «дилетантизм» как свободная форма самовыражения в искусстве

19.2.9. «Специализация» и «любительство» как свободная форма самовыражения в художественном творчестве.

РАЗДЕЛ III. Театральная педагогика в системе общего образования (общеобразовательная или «культурно-просветительская» традиция) и процессы дифференциации

20.3.1. История становления театрального образования в России (вторая половина ХVII – первая половина XVIIIвв.).

21.3.2. «Народная» педагогика и личностный универсализм первых театральных деятелей Российского театра. Персоналии: Матвеев, Грегори, Волков, Дмитревский.

22.3.3. Процессы дифференциации в системе общего образования и «синкретизм» театрально–сценического образования в России ХIX века. Персоналии: Гнедич, Катенин, Грибоедов, Гоголь, Островский.

РАЗДЕЛ IV. Развитие театрально-педагогического метода в системе сценического искусства

23.4.1. Традиции русской театрально-сценической педагогики. Персоналии: Щепкин, Южин, Ленский.

24.4.2 «Метадидактические» принципы «системы Станиславского» – метатеория художественно-творческого развития, воспитания и обучения.

25.4.3. «Сценическая педагогика» как метод развития творческой индивидуальности человека-артиста.

26.4.4. «Политехническая» и «полихудожественная» системы театрального образования («биомеханика» Мейерхольда, «синтетический актер» Таирова).

РАЗДЕЛ V. Студийная педагогика

27.5.1. Метод «свободного развития» (Сулержицкий и Первая студия МХТ).

29.5.2. Проблема классификации студийного развития.

29.5.3 Экспериментальные студии: поиски театральности и театрализации. Персоналии: Мейерхольд, Мгебров, Смышляев, Чехов.

30.5.4. Принципы студийной педагогики: «творческая педагогика» – «педагогика творчества».

РАЗДЕЛ VI. Искусство режиссера как вид психолого-педагогической деятельности

31.6.1.Режиссура как вид художественно-сценической деятельности.

32.6.2. Режиссура как практическая психология.

33.6.3 Психологические основы «режиссерского мышления».

РАЗДЕЛ VII. Творческая педагогика развития уникальности человека

34.7.1. Концепции личности и индивидуальности в различных «методах» театрально-сценической педагогики как методологическая основа создания художественно-творческих технологий обучения, воспитания и развития. Персоналии: Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, Чехов.

35.7.2. Театральность как психотехническая система моделирования ролевых функций в «сюжетной» игре.

36.7.3. Театрализация как форма выражения сценарно-драматургических моделей.

37.7.4. Субъектный принцип разработки творческих технологий на основе психолого-педагогической коррекции индивидуального развития.

38.7.5. Принципы моделирования учебно-воспитательного процесса в условно-театрализованной среде: понятие «креативное поле».

39.7.6. Современная дидактика и интегративные процессы поисков «метатеатральных» и «паратеатральных» принципов поведения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: