Тема 4. Субъекты римского частного права

Изучая понятия «лица» (существа, способного иметь права) и правоспособности (способности лица быть носителем прав), сту­денты должны уяснить, что правоспособность в древнем Риме признавалась не за всеми членами общества. Были лица, обладавшие полной право­способностью, и ограниченно правоспособные. Всё зависело от из­менений в одном из трёх статусов (свободы, гражданства, семей­ного состояния), из которых складывалась полная правоспособ­ность.

При изучении правового положения римских граждан необхо­димо обратить внимание на то, что правовое положение граждан характеризовалось правоспособностью и дееспособностью (спо­собностью лица приобретать права или совершать действия). Здесь необходимо выяснить содержание правоспособности и ограничения дееспособности римских граждан. Надлежит также рас­смотреть правовое положение латинов, перегринов, рабов, воль­ноотпущенников и колонов.

Следует иметь в виду, что хотя понятие юридического лица в Риме не фигурировало, римским правом регламентировались во­просы, связанные с возникновением и прекращением юридических лиц, правовым положением их имущества и т.д. Эти вопросы должны стать предметом детального рассмотрения.

Тема 5. Семейное право

Изучение семейных правоотношений следует начинать с уясне­ния сущности семьи, а также агнатского и когнатского родства. Необходимо также выяснить все вопросы, свя­занные с браком в узком смысле этого слова (понятие и формы брака, способы его заключения и прекращения).

При характеристике личных и имущественных отношений между супругами студенты должны сравнить объём личных и имуще­ственных прав жены при заключении брака с мужской властью и брака с ограниченной властью мужа. Здесь же необходимо выяс­нить, как римское право закрепляло права супругов на такой вид имущества, как приданое и предбрачный дар.

Характеристика отцовской власти предполагает выяснение та­ких вопросов, как возникновение и прекращение отцовской власти и правовое положение детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: