Расчёт рассмотрен на примере крюка механизма подъёма груза (рис. 10.6). На крюк действует нагрузка Fа, являющаяся растягивающей для болта. Соединение незатянутое, с одиночным болтом. Объектом расчёта является верхняя нарезанная часть крюка, на которую навинчивается гайка.
Рис. 10.6. Крюковая подвеска
Предпосылки расчёта:
а) нагрузка, воспринимаемая болтом, действует вдоль оси;
б) расчётная площадь болта в его нарезанной части рассматривается как площадь круга диаметром d1 (без учёта витков);
в) нагрузка распределяется равномерно между витками резьбы (что справедливо в момент, предшествующий разрушению).
Расчётное сечение болта – по внутреннему диаметру резьбы .
Условие прочности по напряжениям растяжения в сечении диаметра d 1:
(10.5)
Из формулы (10.5) находят внутренний диаметр резьбы d 1, по которому из каталога (прил. Б) выбирают стандартную резьбу. Допускаемое напряжение при статической нагрузке:
[σ] = 0,6σт, (10.6)
где σт – предел текучести материала. Материалы болтов, их механические характеристики и классы прочности приведены в прил. В.
Пример 18. Рассчитать резьбу рым-болта и привести её обозначение на чертеже. Нагрузка статическая. Осевая сила Fа =2600 Н, материал болта – сталь 30Х.
Решение:
Предел текучести для стали 30Х σт = 640 МПа (прил. В). Допускаемое напряжения для незатянутого соединения – формула (10.6):
[σ] = 0,6·640 = 384 МПа.
Внутренний диаметр резьбы из формулы (10.5):
мм.
Принят болт М8 с d 1 = 6,647 мм (Прил. Б).
Примечание. В машиностроении болты меньше М8 не используются.