Управление рисками
Особенности рисков. Управление рисками.
Классификация рисков.
1. Хозяйственный риск предпринимательской деятельности – это система жестких отношений по реализации способностей предпринимателя творчески использовать элемент неожиданности и неопределенности в процессе воспроизводства или отдельных его элементов с целью максимизации собственного дохода.
Риск – это возможность возникновения неприятных ситуаций в ходе реализации безнес-проектов и исполнения бюджетов предприятия.
Различают 2 функции риска:
§ стимулирующая. Риск рассматривают с двух аспектов:
- конструктивный риск. Риск выполняет роль катализатора, который ускоряет решение стратегических целей фирмы.
- деструктивный – необоснованное принятие решения в особо рискованной ситуации приводит к авантюризму.
Авантюризм – это разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели.
§ защитная.
- историко-генетический аспект. Создание резервных фондов, создание АО, страхование предпринимательских рисков;
- социально-правовой. Государство внедряет хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство в рамках допустимых уровней риска.
Риск можно характеризовать в чертах:
1) Противоречивость.
2) Альтернативность предполагает необходимость выбора из двух или более возможных вариантов решения.
3) Связь с неопределенностью. Неопределенность – это неполнота или непрочность информации об условиях реализации проекта или цели.
Причины возникновения неопределенности
1. Случайность.
2. Неполнота информации об условиях реализации проекта и недостаточная квалификация сотрудников фирмы.
3. Противодействие.
2. Риск и шанс.
Риск рассматривается как нечто негативное т.е. возможность неблагоприятного исхода. Шанс – возможность благоприятного осуществления процесса.
Риск и шанс выражается в коэффициенте или процентах:
р(в) – вероятность возникновения рисковой ситуации
р(ч) – вероятность возникновения ситуации шанса
Чем выше уровень риска, тем выше вероятность получить максимальный доход. Управление риском определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия на рынке и способности предпринимателя оперативно реагировать на изменение внешней и внутренней среды.
Под управлением рисками в инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность результатов нововведения и снизить цену достижения поставленной цели.
Снижение неопределенности результатов инновационной деятельности достигается созданием базы данных о задуманных инновациях и реализованных нововведениях.
Условия эффективного риск-менеджмента.
1. Обеспечение релевантности информации.
2. Необходимость обеспечения альтернативности вариантов действия и их решения.
Стратегия риск-менеджмента – это деятельность предприятия, основанная на долговременных целях и оценках хозяйственной ситуации с точки зрения неопределенности с учетом методов снижения неопределенности в долгосрочном периоде.
Она состоит из частей:
- долгосрочное планирование;
- постановка долгосрочных хозяйственных целей;
- разработка эффективных методов достижения этих целей по определенным этапам реализации глобальных целей;
- Выработка концепции или программа действия, позволяющей недопустить или уменьшить состояние неопределенности в рисковой ситуации на величину.
Тактика риск-менеджмента – это совокупность методов, приемов, используемых в конкретной ситуации для достижения локальных целей, непротиворечащих долгосрочным целям.
Методы стратегического риск-менеджмента:
1. Устранение риска невозможно в ситуации форс-мажора и на потребительском рынке.
2. Уменьшение неблагоприятного влияния рисковых факторов на результаты деятельности при помощи следующих мер:
- повышение качества планирования организации и управления производством и реализации товаров, работ;
- использование гибких технологий в сферах;
- создание резервных фондов;
- улучшение государственного регулирования путем усовершенствования законодательной базы;
- разработка стратегии поведения предпринимателя на рынке.
3. Передача риска, перевод риска путем формирования эффективной системы страхования, создания различных промежуточных предприятий типа ООО.
4. Овладение рисками необходимо, когда потенциальные потери незначительны и делается все возможное для снижения ущерба.
В процессе организации управления риском выделяют 2 этапа:
- подготовительный
- основной
На подготовительном этапе осуществляют следующие мероприятия:
1) определяют цели этого направления;
2) идентификация и классификация риска;
3) анализ и количественная оценка риска;
4) разработка стратегии управления рисками включающая выбор приемов снижения риска, предотвращения его.
Основной этап называется организация реализации адаптивного режима и включает:
1) этап внедрения;
2) контроль за ходом адаптивного решения;
3) анализ результатов управления рисками;
4) корректировка стратегии риск-менеджмента.
На подготовительном этапе важнейшим моментом является определение факторов риска.
Существует следующая классификация факторов риска:
I. Внешние факторы риска
а) прямого действия
б) косвенного
Факторы прямого действия:
- нестабильность и противоречивость законодательства;
- не предвидение действия государственных органов;
- экономическая нестабильность;
- изменение конъюнктуры рынка;
- не предвидение действия конкурентов (коррупция);
- развитие НТП;
- не предвидение изменения во взаимоотношениях с партнерами.
Факторы косвенного действия:
- нестабильность политических условий;
- нестабильность социальных условий;
- непредвиденные стихийные бедствия и изменение климата.
II. Внутренние
а) объективные;
б) субъективные.
Объективные:
- изменение в процессе производства;
- разработка и внедрение новых технологий и способов организации труда;
- стихийные бедствия локального характера;
- недостаток безнес-информации в фирме;
- проблемы, существующие внутри коллектива;
- отсутствие механизма мотивации сотрудников.
Субъективные:
- низкое качество управленческих кадров;
- малокомпетентная работа высшего управления;
- несоблюдение договоров со стороны руководства перед персоналом;
- отсутствие у персонала способности к риску.
Задачи управления рисками:
1. Прогнозирование появления негативных факторов влияющих на деятельность субъектов.
2. Оценка влияния негативных факторов с точки зрения величины убытка.
3. Разработка методов уменьшения возможных рисков.
4. Создание системы управления рисками, адаптированных к типичной рыночной ситуации.