Причины возникновения неопределенности

Управление рисками

Особенности рисков. Управление рисками.
Классификация рисков.

1. Хозяйственный риск предпринимательской деятельности – это система жестких отношений по реализации способностей предпринимателя творчески использовать элемент неожиданности и неопределенности в процессе воспроизводства или отдельных его элементов с целью максимизации собственного дохода.

Риск – это возможность возникновения неприятных ситуаций в ходе реализации безнес-проектов и исполнения бюджетов предприятия.

Различают 2 функции риска:

§ стимулирующая. Риск рассматривают с двух аспектов:

- конструктивный риск. Риск выполняет роль катализатора, который ускоряет решение стратегических целей фирмы.

- деструктивный – необоснованное принятие решения в особо рискованной ситуации приводит к авантюризму.

Авантюризм – это разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели.

§ защитная.

- историко-генетический аспект. Создание резервных фондов, создание АО, страхование предпринимательских рисков;

- социально-правовой. Государство внедряет хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство в рамках допустимых уровней риска.

Риск можно характеризовать в чертах:

1) Противоречивость.

2) Альтернативность предполагает необходимость выбора из двух или более возможных вариантов решения.

3) Связь с неопределенностью. Неопределенность – это неполнота или непрочность информации об условиях реализации проекта или цели.

Причины возникновения неопределенности

1. Случайность.

2. Неполнота информации об условиях реализации проекта и недостаточная квалификация сотрудников фирмы.

3. Противодействие.

2. Риск и шанс.

Риск рассматривается как нечто негативное т.е. возможность неблагоприятного исхода. Шанс – возможность благоприятного осуществления процесса.

Риск и шанс выражается в коэффициенте или процентах:

р(в) – вероятность возникновения рисковой ситуации

р(ч) – вероятность возникновения ситуации шанса

Чем выше уровень риска, тем выше вероятность получить максимальный доход. Управление риском определяет пути и возможности обеспечения устойчивости предприятия на рынке и способности предпринимателя оперативно реагировать на изменение внешней и внутренней среды.

Под управлением рисками в инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность результатов нововведения и снизить цену достижения поставленной цели.

Снижение неопределенности результатов инновационной деятельности достигается созданием базы данных о задуманных инновациях и реализованных нововведениях.

Условия эффективного риск-менеджмента.

1. Обеспечение релевантности информации.

2. Необходимость обеспечения альтернативности вариантов действия и их решения.

Стратегия риск-менеджмента – это деятельность предприятия, основанная на долговременных целях и оценках хозяйственной ситуации с точки зрения неопределенности с учетом методов снижения неопределенности в долгосрочном периоде.

Она состоит из частей:

- долгосрочное планирование;

- постановка долгосрочных хозяйственных целей;

- разработка эффективных методов достижения этих целей по определенным этапам реализации глобальных целей;

- Выработка концепции или программа действия, позволяющей недопустить или уменьшить состояние неопределенности в рисковой ситуации на величину.

Тактика риск-менеджмента – это совокупность методов, приемов, используемых в конкретной ситуации для достижения локальных целей, непротиворечащих долгосрочным целям.

Методы стратегического риск-менеджмента:

1. Устранение риска невозможно в ситуации форс-мажора и на потребительском рынке.

2. Уменьшение неблагоприятного влияния рисковых факторов на результаты деятельности при помощи следующих мер:

- повышение качества планирования организации и управления производством и реализации товаров, работ;

- использование гибких технологий в сферах;

- создание резервных фондов;

- улучшение государственного регулирования путем усовершенствования законодательной базы;

- разработка стратегии поведения предпринимателя на рынке.

3. Передача риска, перевод риска путем формирования эффективной системы страхования, создания различных промежуточных предприятий типа ООО.

4. Овладение рисками необходимо, когда потенциальные потери незначительны и делается все возможное для снижения ущерба.

В процессе организации управления риском выделяют 2 этапа:

- подготовительный

- основной

На подготовительном этапе осуществляют следующие мероприятия:

1) определяют цели этого направления;

2) идентификация и классификация риска;

3) анализ и количественная оценка риска;

4) разработка стратегии управления рисками включающая выбор приемов снижения риска, предотвращения его.

Основной этап называется организация реализации адаптивного режима и включает:

1) этап внедрения;

2) контроль за ходом адаптивного решения;

3) анализ результатов управления рисками;

4) корректировка стратегии риск-менеджмента.

На подготовительном этапе важнейшим моментом является определение факторов риска.

Существует следующая классификация факторов риска:

I. Внешние факторы риска

а) прямого действия

б) косвенного

Факторы прямого действия:

- нестабильность и противоречивость законодательства;

- не предвидение действия государственных органов;

- экономическая нестабильность;

- изменение конъюнктуры рынка;

- не предвидение действия конкурентов (коррупция);

- развитие НТП;

- не предвидение изменения во взаимоотношениях с партнерами.

Факторы косвенного действия:

- нестабильность политических условий;

- нестабильность социальных условий;

- непредвиденные стихийные бедствия и изменение климата.

II. Внутренние

а) объективные;

б) субъективные.

Объективные:

- изменение в процессе производства;

- разработка и внедрение новых технологий и способов организации труда;

- стихийные бедствия локального характера;

- недостаток безнес-информации в фирме;

- проблемы, существующие внутри коллектива;

- отсутствие механизма мотивации сотрудников.

Субъективные:

- низкое качество управленческих кадров;

- малокомпетентная работа высшего управления;

- несоблюдение договоров со стороны руководства перед персоналом;

- отсутствие у персонала способности к риску.

Задачи управления рисками:

1. Прогнозирование появления негативных факторов влияющих на деятельность субъектов.

2. Оценка влияния негативных факторов с точки зрения величины убытка.

3. Разработка методов уменьшения возможных рисков.

4. Создание системы управления рисками, адаптированных к типичной рыночной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: