Этапы выполнения проекта | Задачи, решаемые учащимися | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы и методы обучения |
1. Поисковый | - поиск и анализ проблемы; - выбор темы проекта; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта | - обсуждают проблему с учителем и сверстниками; - формулируют задачи; - уточняют и анализируют информацию; - устанавливают цели и выбирают план действий; - проводят исследования, фиксируют результаты | - мотивирует учащихся; - ставит перед участниками проблему и организует ее обсуждение, объясняет цели проекта; - наблюдает, консультирует | - проблемная беседа; - рассказ; - консультация; - самостоятельная работа; - экскурсия |
2. Конструкторский | - поиск оптимального решения задачи проекта; - исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна; - выбор технологии изготовления; - экономическая оценка; - экологическая экспертиза; - составление конструкторской и технологической документации | - работают с информацией; - проводят синтез, анализ и оценку идей; - выполняют графические работы; - оформляют документацию | - организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; - высказывает предположения; - помогает в выборе решений; - советует (по просьбе); - рекомендует; - наблюдает; - консультирует | - беседа; - дискуссия; - “мозговой штурм”; - морфологический анализ; - дизайн-анализ; - ТРИЗ; - ролевая игра; - самостоятельная работа |
3. Технологический | - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение запланированных технологических операций; - текущий контроль качества; - внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию | - выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие; - осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности; - проводят контроль качества обработки деталей изделия | - обеспечивает материальную базу; - косвенно руководит деятельностью учащихся; - организует и координирует процесс изготовления; - знакомит с новыми приемами обработки материалов; - консультирует, советует | - беседа; - показ; - упражнение; - самостоятельная работа; - практическая работа |
4. Заключительный | - оценка качества выполнения изделия; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; - изучение возможности использования результатов проектирования | - осуществляют самоанализ и самооценку результатов; - готовят документацию к защите; - защищают проект; - участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта | - консультирует; - оказывает помощь; - организует защиту и обсуждение; - слушает; - участвует в анализе и оценке результатов проекта; - аргументированно оценивает работу учащихся над проектом | - беседа; - дискуссия; - консультация; - деловая (ролевая) игра; - имитационно-деятельностная игра |
Ценность данного варианта в том, что авторы рассматривают проектную деятельность как технологию, где представлены поэтапные и взаимосвязанные действия детей и педагогов.
Опираясь на литературу[30] и имеющийся опыт, можно предложить этапы проектной деятельности, которые стали ориентиром для учителей ряда гуманитарных предметов (табл. 9).
Таблица 9