Значимость качеств личности воспитанного сверстника в представлениях подростков экспериментальных и контрольных классов

Качества Ранги «популярности», значимость качеств
IV-VI классы VII-VIII классы
К к К э К к К э
         
Гуманизм, доброта 1/1 1/1 1/1 2/3
Честность 2/1 2/2 2/1 3/3
Мужество, храбрость 10/3 10/3 1/1 5/3
Любовь к Родине 5/3 4/2 4/2 3/1
Ум, смекалка 9/- 6/2 6/3
Трудолюбие 2/3 2/2 9/3 7/2
Вежливость 4/2 4/3 9/-
Скромность 7/1 8/3 3/3 5/3
Коллективизм и товарищество 8/2 6/2 4/1 2/1
Правдивость и искренность 9/2 10/3 5/- 9/-
Физическая развитость -/2 2/2 4/3
Принципиальность и требователь­        
ность 7/- 3/3
Справедливость   8/2 8/3
Добросовестное отношение к учению 3/1 3/2 -/3 3/3
Дисциплинированность 2/3 3/3 4/3
Целеустремленность 9/-   6/-
Честь, гордость 3/- 3/-
Аккуратность 5/1 6/3
Бережливость 6/3 5/3 -/3 5/3
Настойчивость, выдержка 4/1 7/1 6/2
Долг и ответственность 6/2 3/2
Самодеятельность 8/3 4/2
Самокритичность 5/- 9/3
Инициативность 10/— 8/3 7/3
Общественная активность 9/- 10/3 2/1
Всего учащихся        

Примечание. Числитель указывает на место качества в ряду наиболее часто называемых; знаменатель—место по значимости. Условные обозначения: К к—классы контрольные; К. э— классы экспериментальные.

Данные по экспериментальным классам показывают содержание и направленность развития представлений подростков о нравственной воспитанности своих сверст­ников. Сравнение ответов на вопросы: «Какие качества тебе присущи?», «Какие ты хотел бы воспитать в себе?» — дало основание сделать вывод об опережающем росте самосознания школьников. Среди качеств, им лично присущих, они видят больше отрицательных (что не характерно для учащихся контрольных классов). Знания о себе, о своих несформированных качествах становятся реальной основой и ориентиром самовоспитания. Пот­ребность в самовоспитании и перевоспитании чаще всего возникает на основе критической самооценки.

По мере того как подросток осознает свои поступки и дает им адекватную самооценку, он начинает предъяв­лять требования к себе, регулировать свое поведение. А это уже новый этап развития.

Таким образом, аналитико-диагностическая деятель­ность воспитателей и воспитуемых является не только этапом и условием, но и методом воспитания, способом формирования моральных норм и представлений, потреб­ности в самовоспитании и саморегуляции поведения.

Однако на этом этапе школьники-подростки в основ­ном еще не устанавливают связей между своими качест­вами и поступками., В жизни и деятельности они могут нарушать принятые нормы и требования. Нравственная воспитанность может проявляться лишь в отдельных действиях и направленных (педагогом или коллективом) поступках. Поэтому школьникам надо помочь осмыслить зависимость между поступками и качествами: качества являются причинами поступков, а поступки — результат личных качеств. Требуется закрепление привычки соот­ветствующего поведения, организации разнообразной социально значимой деятельности, позволяющей рас­крыться лучшим качествам и опереться на них при воспитании недостающих.

Прогностическое исследование, проведенное нами, показало, что нравственное становление личности зави­сит от уровня развития коллектива как носителя соци­ально значимых ценностей. На низком уровне развития взаимодействия личности и коллектива не происходит. В связи с этим должна строиться и стратегия развития процесса нравственного воспитания. Оценочные крите­рии воспитанности, принятые педагогами и подростками, должны подкрепляться соответсизующими критериями

оценки развития класса как коллектива. Это позволит перестроить адекватно принятым критериям отношение подростков к деятельности и поведению, усилить их взаимодействие с коллективом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: