Важнейшими в развитии МГ являются следующие процессы:
· образование малых групп (это не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например, феномен группового давления на индивида);
· групповая сплоченность, лидерство и принятие групповых решений;
· явления групповой жизни, возникающие при развитии совместной деятельности (итогом развития группы может быть рассмотрено становление такой ее стадии, как коллектив).
Образование малой группы – это процесс образования реальных естественных малых групп, которые задаются определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества.
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д. Зачастую эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней, но это лишь один показатель эффективности. Другой – это удовлетворенность членов группы трудом в группе.
|
|
Уманским выделено несколько уровней (стадий) развития малой группы на основе ряда параметров, характеризующих развитие совместной деятельности. Такими параметрами являются:
· ценностная направленность группы,
· организационное и социально-психологическое единство,
· компетентность членов группы в достижении групповых целей.
Отличие одного уровня от другого прослеживается по каждому из выделенных параметров.
Итак, Уманский указывает, что “отправной точкой” для группового развития является конгломерат. Конгломерат – это совокупность незнакомых друг с другом людей.От конгломерата возможно движение в двух направлениях: в сторону антиколлектива и в сторону коллектива. Вектор движения задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации возникнет движение “вверх”, через ряд стадий к коллективу, при асоциальной направленности – к антиколлективу.
Низшим уровнем является номинальная группа. Это группа, получившая свое название, имеющая внешне заданную цель и структуру. У группы минимальный опыт совместной деятельности, поэтому устойчивых межличностных отношений пока нет. На этом уровне группа не может находиться длительное время: она либо распадается, либо переходит на следующий уровень своего развития.
Группа-ассоциация представляет собой такой уровень в развитии малой группы, который характеризуется тем, что заданные извне цели, виды деятельности и способы их осуществления принимаются членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция. Однако подлинного социально-психологического единства в этой группе нет, что особенно ярко проявляется в трудных ситуациях, когда группа сталкивается с проблемами. В этих ситуациях возрастает уровень конфликтности, ухудшаются отношения между членами группы, снижается эффективность совместной деятельности.
|
|
Следующий уровень в развитии малой группы– группа-кооперация. Этот уровень характеризуется четким осознанием членами группы общей цели, стремлением субъектов к сотрудничеству ради её достижения и выстроенными деловыми отношениями. В этой группе проявляются взаимопонимание и взаимная ответственность при решении целевых вопросов. Однако подлинного психологического единства нет.
В развитии малой группы Уманский выделяет уровень группы-автономии. Для группы-автономии особую ценность представляют не деловые отношения, опосредованные совместной деятельностью, а непосредственно-эмоциональные, личностные. В группе-автономии гипертрофировано “мы-чувство”, что порождает своеобразную болезнь – группоцентризм, стремление противопоставить свою группу как лучшую другим группам. Это приводит к переориентации группы с общественно значимых целей на групповые. Такая переориентация препятствует дальнейшему развитию группы.
Группа-коллектив представляет собой высший уровень развития малой группы. Чем этот уровень характеризуется? Рассмотрим особенности коллектива более подробно, при этом будем опираться не только на работы Уманского, но и на исследования других авторов.