Направления прикладных исследований в социальной психологии

Промышленное производство.

История исследования психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Доктрина «человеческих отношений».

Проблемы формирования производственного коллектива. Значение межличностных отношений в производственном коллективе. Социально-психологические аспекты производственных конфликтов.

Социально-психологический климат промышленного предприятия. Основные «составляющие» социально-психологического климата. Методики его исследования. Проблема адаптации нового члена производственного коллектива. Отношение к труду и исследование структуры мотивов трудовой деятельности.

Управление.

Традиции социальной психологии в анализе проблем управления. Качества руководителя, подбор персонала, его аттестация.

Соотношение стиля руководства и эффективности групповой деятельности. Проблема разрешения конфликтов в сфере управления. Выявление роли «обратной связи» для оптимизации деятельности руководителя. Восприятие нововведений.

Методы исследования психологии управления. Групповые дискуссии. Ролевые игры. Видеотренинг.

Развитие организации.

Относительная новизна блока проблем, связанных с организационным развитием, и их большая популярность в современных условиях.

Роль психолога в создании «культуры организации»: оптимального использования технологий, развития сетей коммуникаций, разрешения конфликтов, повышения возможностей организации в адаптации к изменяющимся условиям.

Работа с персоналом организации: умножение возможностей каждого члена организации в принятии решения.

Психолог в организации «как агент изменений».

Школа.

Сотрудничество социального психолога со специалистами по возрастной и педагогической психологии при исследовании проблем школы.

Задачи школьного психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Работа с различным контингентом: учащимися, учителями, родителями. Акцент на профилактику неблагополучного поведения. Контроль над переломными моментами процессов социализации. Сочетание индивидуального и группового консультирования.

Массовая коммуникация и реклама.

Понятие массовая коммуникация. Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации и ее эффективность.

Исследование основных компонентов процессов массовой коммуникации. Отношение коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок в восприятии аудиторией сообщения, переданного через средства массовой коммуникации. Психологические механизмы, обеспечивающие избирательность восприятия, внимания, запоминания материала и его интерпретации. Методы анализа содержания массовой коммуникации.

Изучение и оценка пропагандистского воздействия средств массовой коммуникации. Специфика социально-психологических исследований пропаганды и рекламы.

Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией. Использование исследовательских методов и научных рекомендаций социальной психологии в организации психологического воздействия.

Борьба с противоправным поведением.

Проблемы сотрудничества социальной психологии и криминологии.

Понятие личности преступника. Значение исследований личности преступника для раскрытия преступления и для определения наказания.

Использование понятия референтной группы в анализе противоправного поведения. Роль групповых норм в освоении личностью социальных ценностей. Проблема конфликта групповых норм и норм общества. Значение исследования конкретных жизненных ситуаций для понимания выбора преступником линии поведения.

Специфика постановки вопроса о социальном контроле в связи с противоправным поведением. Социально-психологическая обусловленность уголовного закона и его обратного влияния на сознание и поведение людей.

Служба семьи.

Специфика семьи как малой группы. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема семейных ролей и их изменения в ходе общественного развития. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов.

Необходимость подготовки молодежи к вступлению в брак. Роль социальной психологии в программах семейного воспитания. Психологические предпосылки организации службы содействия одиноким людям для вступления в брак. Функции службы знакомств.

Основное содержание семейного консультирования. Способы оптимизации внутрисемейных отношений между супругами, между родителями и детьми в целях преодоления внутрисемейных конфликтов, формирование сходных установок по важнейшим проблемам функционирования семьи и т. д. Психологические аспекты проблемы репродуктивного поведения. Этическая сторона прикладных исследований в области психологии семьи.

Наука.

Специфика развития науки на современном этапе. Научный коллектив как особый тип трудового коллектива. Особенности совместной творческой деятельности. Роль общения в научном коллективе. Многообразие индивидуальных вкладов в совместную творческую деятельность. Специфика конфликтов в научном коллективе.

Программно-ролевой подход к изучению социальной психологии научного коллектива (М.Г. Ярошевский). Понятие «научная роль» и ее основные виды. Оптимальная комбинация научных ролей как фактор повышения эффективности деятельности научного коллектива. Значение и типы научно-исследовательских программ, их влияние на характер межличностных отношений в научном коллективе.

Политика.

Особенности прикладных исследований в области политической психологии. Условия успешной деятельности психолога-практика в сфере политики: желание и возможности клиента для организации психологического консультирования, его готовность принять данные научных исследований о состоянии общественного мнения и осуществить корректировку своего поведения. Роль психолога-практика в период избирательных кампаний: роль в качестве «имиджмейкера», создание психологических портретов оппонентов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: