НЛП сегодня. 12 страница

_Х_, _Ц_

Харзма – притягательная сила, особо привлекательный образ, личность политического, общественного или религиозного деятеля.

Обладающие Х. общественные фигуры называют харизматическими лидерами. Это, напр., А. Линкольн, Ф. Д. Рузвельт, Д. Кеннеди у американцев, М. Ганди в Индии, Наполеон и Ш. де Голль во Франции, Ф. Кастро на Кубе (и в Латинской Америке), Аятолла Хомейни в Иране. Своеобразной Х. обладали такие отрицательные деятели, как Б. Муссолини, И. Сталин, А. Гитлер. Харизматические лидеры всегда олицетворяют собой реализацию идеалов своих сторонников (какими бы эти идеалы не были), персонифицируют их надежды и устремления, являются для них бесспорными авторитетами. Обычно особые качества, сила харизматических лидеров признается даже их соперниками и противниками. На исторической сцене харизматические лидеры появляются в моменты крутых поворотов общественной или религиозной жизни (напр., яркой Х. обладал основатель протестантизма М. Лютер). Харизматическими личностями были Чингисхан, Юлий Цезарь, русские Иван Грозный и Петр I. Х. обладали многие православные и католические святые. Величайшими харизматическими лидерами были основатели мировых религий Будда, Христос, Мохаммед.

Видимо, феномен Х., гипнотического влияния на большие массы людей, связан с огромной убежденностью личности в своей миссии и своих силах, которую такая личность передает аудитории сторонников. При этом сила личного обаяния соединяется с силой интересов, пробуждением людей для реализации своих стремлений, каких-то новых проектов в их биографиях.

Хиáзм – фигура речи, прием обратного («крестообразного») расположения элементов 2-х словосочетаний, объединенных в одном высказывании, предложении. Напр., «житьхорошо, а хорошо жить — еще лучше». Ср. антиметабола.

Цвéт – световые лучи, энергетические волны, воспринимаемые и различаемые глазом и играющие важную роль в культурном и психическом мировосприятии людей.

Свет возникает в связи с взаимодействием связанных общим ядром атома и свободных электронов. Это электромагнитное, тепловое излучение той же природы, что электрический ток или радиоволны. Световые волны характеризуются длиной от 380 до 780 нм (нанометров; 1 нм — 1 миллионная часть миллиметра). Наше тело не может напрямую улавливать такие энергетические лучи, как волны радиовещания и ТВ. Нужны специальные приборы, приемники, трансформирующие эти волны в видимое изображение. Кинетически мы улавливаем тепло, напр., идущее от батарей отопления, но эти волны мы не видим. Световой спектр мы видим. Белый Ц. — это весь спектр, цветной свет. Черный Ц. физически не существует: этот Ц. глаз воспринимает тогда, когда световые лучи, попав на предмет или вещество, полностью поглощаются (абсорбируются). На самом деле видимый нами черный Ц. — это очень темный фиолетовый. Самые короткие волны видимого света существуют в диапазоне 444—380 нм (от синевато-фиолетового до сине-фиолетового). Самый «длинный» Ц. — красный, от 627 до 780 нм.

Обычно абсорбция происходит только частично. Частичны отражение световых лучей или проникновение их через предмет или вещество. Причем у каждого вещества — своя отражающая способность. Ц. находится не там, где мы его видим, т. е. нет зеленого на траве, желтого на лимоне и т. д. Свет падает на предмет, часть световых лучей поглощается, а другая часть (Ц. тела) отражается или проходит сквозь предмет и воспринимается нашим глазом. Вот этот «остаточный свет» и вызывает раздражение в рецепторах сетчатки глаза, и мы видим световые волны определенной длины, Ц. и цветовые гаммы.

Глаз является приемником световых энергетических лучей (указанного выше диапазона: от 780 до 380 нм). В каждом из обоих глаз находится 118 миллионов светочувствительных «палочек», передающих черно-белые цветовпечатления. Но еще в каждом глазу находится около 7 000 000 «колбочек» для цветового зрения, которые функционируют только при высокой силе освещенности. Ночью мы видим только в черно-белом свете.

Основные Ц. — красный, желтый, синий и зеленый. Ц. воздействуют не только на зрительные центры (глаза), но и на др. части мозга. Красный и желтый (и их дополнительные Ц., оттенки) оказывают возбуждающее действие на человеческую психику, а синий и зеленый (и их оттенки) — успокаивающее.

Каждый Ц. привязан к определенным частям мозга. Напр., зеленовато-желтый влияет на теменную долю и повышает способность к восприятию внешнего мира. Желтый Ц. связан с лобной долей мозга и обеспечивает гибкость мышления, усиливает связь с окружающим миром. Желто-оранжевый Ц. возбуждает честолюбие и стремление к общению. Он также связан с лобной долей. Успокаивающий фиолетовый Ц., влияя на теменную долю, понижает способность восприятия внешнего, окружающих людей и предметов, способствует сосредоточенности. Синевато-фиолетовый делает мышление более эмоциональным, усиливает контакты между сознанием и подсознанием. Ультрамарин (фиолетово-синеватый), влияя на лобную долю, делает мышление более рациональным, разводит чувства и суждения. Пурпурно-красный Ц. возбуждает нервные клетки спинного и среднего мозга. Это Ц. мудрости и власти, Ц. цезарей Древнего Рима и царей Древней Иудеи, византийских императоров. Он пробуждает силу и энергию. Зеленый Ц. успокаивает средний мозг, координирующий двигательные функции тела. Зеленый Ц. содействует гармонии тела и души человека. Зеленовато-голубой Ц. снижает агрессивность. Синий Ц. проясняет мысли, придает им философское направление, содействует развитию интеллекта. Эти и др. особенности воздействия Ц. на человека учитывают психология и психиатрия. Напр., известный тест швейцарского психиатра М. Люшера построен на связях между Ц. и эмоциями людей. Он позволяет выявлять настроение человека и состояние его психики. Интересно, что этот тест был заказан М. Люшеру рекламной фирмой. Сегодня он применяется во многих других областях, напр., в работе кадровых служб по подбору персонала.

Ц. органично входят в ментальность людей, т. е. по-разному оцениваются и воспринимаются разными народами, в разных культурах. Английский Комитет по изучению воздействия Ц. дает такие рекомендации: США — красный и желтый (красный ассоциируется с любовью, а желтый — с процветанием), Австрия — зеленый, Египет — голубой и зеленый, Болгария — темно-зеленый и коричневый, Пакистан — изумрудно-зеленый, Ирак — светло-красный, серый и синий, Голландия — оранжевый и голубой, Китай — красный, Мексика — красный, белый, зеленый. Индия — родина сочетания белого, красного и синего Ц., которое используется сегодня во многих национальных флагах. Это Ц. главных индуистских богов: белый — Шива, красный — Брахма, синий — Вишну. В Китае красный Ц. традиционно означает добро и отвагу, черный — честность, а белый — лживость и подлость. В Китае не следует использовать сочетание белого, голубого и черного — это знаки траура. В Бразилии плохо воспринимается сочетание фиолетового с желтым (знак болезни).

Зарубежные компании, проводя маркетинговые исследования цветовых предпочтений российских потребителей, пришли к выводу, что лучшей запоминаемостью в России обладает сочетание желтого и черного Ц. в рекламе. Однако, с культурно-исторической т. зр. это сочетание скорее характерно для Испании (еще красный и черный).

На Руси традиционно праздничным цветом считали красный (само слово означает «красивый»). Это выражено в названиях «Красная площадь», «Красный товар» и т. п. На традиционной русской свадьбе, как отмечают этнографы, невеста одевалась не в белое, а в красное (как и в Китае). Красными были боевые знамена в Древней Руси и знаменитые «червленые щиты» древнерусских воинов (червленый — это оттенок темно-красного Ц.). Праздничным у русских был и остается белый Ц., символ чистоты. Черный Ц. ассоциируется с трауром и отказом от мирских соблазнов (черное духовенство, монашество). Голубой цвет, как и во многих др. культурах, символизирует небо. Он украшает православные храмы с их излюбленным сочетанием белого и голубого (еще красный и золотые купола). Любили русские всегда и зеленый Ц., символ жизни и природы у многих народов.

Специалисты по психологии личности выделяют «двигательные» или «теплые» Ц. Они активно воздействуют на вегетативную (симпатическую) нервную систему людей, ответственную за автоматические функции тела (дыхание, удары сердца и др.).

Красный Ц. стимулирует чувство собственного достоинства, самоутверждения, стремление к власти. Красно-оранжевый содействует появлению страстных чувств, раздражимости и агрессивности. Оранжевый пробуждает половые инстинкты. Желто-оранжевый пробуждает честолюбие и потребность в сочувствии со стороны окружающих. С вегетативной нервной системой связаны и Ц., повышающие напряжение. Золотистый пробуждает стремления к возвышению, блеску, славе. Желтый влияет на рост способностей к общению, усиливает возможности воздействовать на окружающих. Зеленовато-желтый развивает внимание.

Снижение напряжения обеспечивает группа Ц., связанных с вагусом, блуждающим черенко-мозговым нервом. Это «холодные» (полярные) Ц. Ультрамарин (фиолетово-синий) усиливает рациональное начало, управляемость психических процессов, эмоций. Зеленовато-голубой содействует избавлению, освобождению сознания от тревожных мыслей, проблем, нервозности.

Биполярные Ц. накапливают раздражение. Это зеленый и желтовато-зеленый, которые содействуют сохранению энергии и сосредоточению, ограниченности «в своем мире».

«Ц. объединения» помогают сосредоточить внимание на внутренних духовных поисках и переживаниях. Пурпурный Ц. содействует созерцательности, объединению создания со Вселенной, всем миром. Розовый является знаком одиночества, изолированного «я». Сиреневый связан с поисками человеком защищенности от давления окружающего мира в самостоятельных действиях. Фиолетовый — Ц. мистических озарений и страдания, «своего» пути в духовных поисках.

Охро-желтый Ц. содействует обретению социальной стабилизации. Коричневый и темно-коричневый означают верность своим позициям, укорененность, некоторую педантичность и ограниченность, усталость. Оливково-зеленый влияет на снижение личных притязаний и пробуждает потребность в поддержке. Эти Ц. называют стабилизирующими и эзотерическими, т. е. направленными вглубь души, внутрь человека (направленность во внешний мир называют экзотерической). К ним примыкают т. н. пастельные Ц., содействующие одухотворенности личности (яркие и контрастные Ц. этому не способствуют).

Черный Ц. современная психология и психиатрия рассматривают как Ц. отрицания и формального принуждения, схематизации, упрощения явлений жизни и их связей. Белый Ц. обозначает опустошение, забвение, прекращение. Серый Ц. определяют как замещающий. Он содействует покою, вытеснению эмоций, уходу от проблем. В городских ландшафтах — это унылый Ц. Большего комфорта достигли бы жители современных городов, если бы асфальт был бы не серым, а многокрасочным, «играл» бы разными Ц. Это относится и к зданиям жилой и промышленной архитектуры.

Психологические представления о свойствах воздействующих на человека Ц. нельзя, конечно, абсолютизировать. Но возможные реакции аудитории на цветовые решения в рекламе и, шире, маркетинговых коммуникациях (Ц. костюма менеджера, офиса, аксессуаров деловой жизни и т. д.) учитывать нужно обязательно. Мотивационные маркетинговые исследования показывают, что красный Ц. не подходит для рекламирования товаров и услуг для пожилых людей, не вызывает у них положительных ощущений. Не нравится пожилым потребителям и черно-белая гамма в товарном дизайне. Она ассоциируется с бесцветностью, безжизненностью. Для рекламы продуктов питания оптимальны «природные» Ц. — зеленый, голубой, желтый, синий, белый. Для дорогих товаров признанные Ц. респектабельности и солидности — сочетания бордового с золотом, серого и бордового, темно-синего и золотого или серебристого. Красный Ц. и все его оттенки находит применение в дизайне женской косметики и парфюмерии. Он обеспечивает женщин ощущениями сексуальности, пробуждает у них чувственную активность.

При размещении рекламы в многокрасочных журналах и газетах, в изданиях фирменной полиграфии полезно обращать внимание на те цветовые решения, которые для них характерны, типичны, наиболее часто применяются др. рекламодателями. Следует обращать внимание и на те нюансы цветовпечатлений, которые старается вызвать у целевой аудитории реклама конкурентов, и на принятые в том или ином сегменте рынка характерные для него сочетания, ведущие Ц. и цветовые гаммы. Это не означает, что их нужно рабски копировать. Просто потребители соотносят определенные группы товаров и услуг с некоторыми стереотипными цветовыми решениями, специфической для конкретного сегмента красочностью.

Особые цветовпечатления получает в России телеаудитория, которая привыкла (привыкла с нач. 1990-х гг.) к очень ярким, кричащим, резко контрастным Ц. и цветосочетаниям телевизионной рекламы. Это вызвано тем, что подавляющее большинство пришедших из-за рубежа телероликов рекламы западных кампаний производились для стран Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, а российские клипмейкеры «работали по образцам». Ярким «плакатным» цветоизображением отличается и продукция Голливуда, латиноамериканское «мыло» и примыкающая к ним мультипликация. Определенное влияние на процесс получения телевпечатлений оказывает и конфигурация продаж и эксплуатации телеприемников в России: у большинства зрителей в пользовании старые модели телевизоров с ограниченными возможностями для передачи цветовых нюансов и смягчения цветовой резкости изображения.

_Ч_, _Ш_

Чутьé языковóе – интуитивные реакции носителя языка на речь каких-л. др. лиц, оценивающие их высказывания как правильные – неправильные с т. зр. выбора слов, ударения, акцента, интонационного рисунка и т. п.

Шаблóн (англ. stereotyped construction) – привычные синтаксические построения («модели» высказываний, предложений, фраз), слова и выражения в речи. Ср. вербальные стереотипы, клише, трафаретный.

Шепелвость – сюсюканье, дефект, недостаток в произношении звуков, при котором свистящие заменяются межзубными, изменение «s» и «z» на межзубную артикуляцию, т. е. возникает произношение «рушкий» вместо «русский», «рашкацывать» вместо «рассказывать». Ср. пришепетывание.

Шпот (англ. whisper) – появление в речи тихого глухого голоса, возникающего при прохождении с трением воздуха через межхрящевую щель (при замкнутой междусвязочной щели).

Штáмп – то же, что клише, шаблон (см.).

Эвфемзм – слова или фразы, выражения, которыми заменяют более грубые определения, смягчают высказывание.

Любой Э. является тропом, т. е. не только смягчает высказывание, но и делает речь более образной, выразительной. Напр., вместо утверждения, что кто-то глуп, говорят что этот кто-то «пороха не выдумает», вместо «наглое поведение» — «неадекватное поведение». Часто к Э. прибегают из-за явного неприличия некоторых терминов в литературной речи: вместо «задница» или «жопа» употребляют описательные, эвфемистические выражения «приятные округлости», «пятая точка». Также используют синонимию, когда хотят сделать речь более вежливой: вместо «потолстел» говорят «поправился», вместо «опоздала» — «задержалась» и т. п.

К Э. и эвфемистическим выражениям часто прибегают политики, осуществляющие коммуникацию по Милтон-модели (см.). Э. нужны журналистам: редакции не стремятся лишний раз участвовать в судебных разбирательствах из-за того, напр., что кого-то назвали «вором» или «казнокрадом». Поэтому прибегают к таким Э., как «частные интересы», «неосторожное обращение с государственным имуществом», «известная широта натуры» и т. д. Э. тесно связаны с таким явлением, как табу (см.), еще см. антифразис.

_Э_, _Я_

Эвфоня – благозвучие (англ. auphony), совокупность способов и приемов произнесения звуков для достижения их гармоничного звучания. Ср. какофония.

Эвфузм – то же, что бомбаст (см.).

Эзóпов язык – эзоповская речь (по имени древнегреческого баснописца Эзопа), иносказания, маскирующие прямое содержание высказываний. К ЭЯ. часто прибегают публицистика и журналистика, напр., когда не хотят прямо называть каких-л. персонажей, какие-л. ситуации и т. п.

Эйéкция – 1) толчок, выталкивание звуков при их произнесении, 2) в НЛП — то место текста, высказывание, где происходит решение «ключевой проблемы», делается установка на покупку товара, выбора политического деятеля при голосовании и т. п.

Экватв (англ. equative) – сравнительные обороты речи, выражающие одинаковую степень качества; напр., «такой же хороший, как …», «столь же положительный, как …», «такой же надежный, как …».

Эквивалéнт (англ. equivalent) – единица речи, способная выполнить ту же функцию, что и др. единица (Э. предложения, Э. слов).

Эквивокáция – логическая ошибка в построении речи, когда многозначное слово употребляют то в одном, то в другом его значении, затрудняя восприятие информации аудиторией.

Эколáлия – 1) деформированная речь детей и лиц, страдающих расстройствами речи; 2) эхо — повтор в речевом диалоге; напр., «Я ушел. — Ушел?».

Эконóмия лингвистческая – закономерность экономии психофизических сил говорящих и слушающих (понимающих), выдвигающая требования лаконичности речь, форм слов и выражений, словообразования («хладокомбинат», а не «холодокомбинат») и т. д.

Эксплицтный – явно, формально заявленный, выраженный смысл, названная текстом (вербально) цель высказывания. Так, напр., во время президентских выборов 1996 г. основной претендент Б. Ельцин продвигался для молодежной аудитории с имплицитным девизом «Голосуй, или проиграешь», а два его равновеликих «соперника», И. Рыбкин и М. Шаккум использовали эксплицитные девизы, слоганы «Голосуйте за Ивана!» и «Чтобы власть взялась за ум — нужен президент Шаккум». Ср. имплицитный.

Экспрессвность (от лат. expressio «выражение») – выразительность, образность в речи.

Категория Э. охватывает все значимые единицы языка — слова, устойчивые словосочетания (фразеологизмы), морфемы (грамматически значимые части слов, напр., «сыскун» и «сыскарь» в жаргоне преступников и работников МВД).

Различают адгерентную Э. (англ. adherent expres — sivity), т. е. Э., возникающую у слова или выражения только в определенном узком контексте речи, в ограниченном сочетании с др. словами; напр., «хорошенькая» в сочетании «хорошенькая история». Еще — ингерентная Э., т. е. Э. заведомо присущая какому-то слову или выражению, напр., «кляча», «бабёха», «блюдолиз», «на все руки мастер».

Элатв – значение превосходных форм степени у прилагательных, не имеющие синонимов, означающих усиление заявленного признака (его степени); напр., «малейшее упущение», «мельчайшие подробности», «чистейшая ложь».

Эллипсис – стилистическая фигура речи (элизия), когда один из элементов высказывания формально не выражен, опущен. Э. применяют для оживления речи. Э. усиливает динамичность и выразительность высказываний, часто передает аудитории ощущения быстрой смены событий, их напряженности. Обычно смысл, ясность высказываний с Э. поддерживает их особый синтаксический параллелизм: «Вам он говорит одно, мне — другое». Обычно в речевых конструкциях с Э. опущен глагол. Ср. доведение.

Эмотвный – то же, что эмоциональный, см. эмоциональное слово.

Эмоционáльное слóво – слово, выражающее чувство, настроение, субъективное отношение. Словарь рекламы отдает предпочтение ЭС. перед интеллектуальными (см. интеллектуальное слово).

Эмфáза (англ. emhasis) – специальное выделение какого-то элемента высказывания с помощью интонации, ударения, перестановки слов в предложении и т. п., напр., «наш директор приехал» и «директор наш приехал (Э.)».

Энáллага (англ. enallage) – 1) фигура речи, которая переносит эпитет, определение на главное, управляющее слово в высказывании, напр., «голубей крепкокрылая стая» (Э.) вместо «голубей крепкокрылых стая»; 2) нарушение грамматической соотнесенности форм слова в речи, вызванное ситуацией речи; напр., «пригласите секретаря, она — в соседней комнате».

Энтимéма – см. силлогизм.

Эпанáлепсис – анадиплозис, фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений; напр., «вы, вы — мерзавец», «скорее, скорее в баню».

Эпентéза – вставка (параптиксис), появление у слова «лишнего» звука; напр., «ндрав», «страм» в русск. диалектах и просторечии.

Эпимóна – фигура речи (англ. epimone), которая состоит в повторении одного и того же слова или выражения с незначительными вариациями; напр., «мы ехали шагом, мы — мчались в боях» (М. Светлов), «оказалась невидимкой, нет не тронутый я, эта самая блондинка, мной не тронутая, эта самая блондинка — у меня весь лоб горит …» (В. Высоцкий).

Эптет – выразительное, образное определение, отличающееся от обычного большей силой и тем, что слово-определение используется в переносном значении, напр., «золотой фонд российского бизнеса». Выделяют т. н. постоянные Э. типа «чистое поле», «белый лебедь», «добрый молодец», характерные для фольклора. Язык рекламы активно использует Э., напр., «Бочкарев — правильное пиво», «Пиво “Пит” — гениальное пиво» и т. п.

Эпифонéма (англ. epiphonema) – фигура речи, в которой восклицательное или пояснительное предложение (высказывание) употребляется после утвердительного для его усиления; напр., «Опять он пошел к директору. Черт его понес!», «Сидоров прямо из тюрьмы начинает свою избирательную кампанию, выдвигается в губернаторы. Какой нахал!».

Эпфора – фигура речи, в которой повторяются слова или сочетания звуков в конце каждой фразы. Напр., «Колледж “Архимед” — преподаватели самые лучшие, аудитории самые лучшие, учебники самые лучшие, студенты самые лучшие, все самое лучшее». Или в анекдоте: «Наша фирма все делает для человека. Все — во благо человека. И я даже знаю, как зовут этого человека. Это наш директор Петров».

Эпицéн – существительное обоюдного рода, название животного без различия пола; напр., «мышь», «крыса», «лошадь».

Эргон (греч. érgon) – язык, понимаемый как законченное произведение, независимое от процесса общения и речи. В противоположность Э. в античности выдвигалось понятие энéргейи («энергейя» от греч. enérgeia), языка, существующего только в речи, выявляемого только через речь.

Эротéма – то же, что риторический вопрос (см.).

Этикéт – совокупность правил и норм общественного поведения, формы и способы общения, характерные для культурно-исторических общностей людей (народов, стран, цивилизаций), города и деревни, социальных и профессиональных групп, семьи и т. д. Отдельно выделяют понятие речевого Э., связанное с выбором определенных средств и манерой речи.

Знание, изучение и соблюдение правил Э. имеет большое значение для PR-деятельности, как при проведении мероприятий по связям с общественностью во внешней для организации среде, так и во «внутрифирменном» PR. Любые нарушения Э. приводят к конфликтам, затрудняют коммуникацию. Об Э. вспоминают именно тогда, когда его нормы или правила нарушены. Напр., распространено такое нарушение правил поведения, как прерывание речи собеседника на деловых совещаниях и переговорах. Как нарушение норм речевого и поведенческого Э., т. е. более жестких, более обязательных правил, можно рассматривать употребление мата и крепких словечек, а также привычку многих руководителей к хамскому «тыканью» в адрес младших по должности. Это обстоятельство, кстати, умело использовали пиармены, создававшие имидж Б. Ельцина. Во множестве публикаций в СМИ подчеркивалось, что первый президент России — человек вежливый, никому, в отличие от своих предшественников и многих коллег, не «тыкает».

Бизнесмены из России часто неприятно удивляют зарубежных партнеров стремлением выставлять на показ свое материальное благополучие. На Западе, особенно в европейских странах, это не принято. Даже личную благотворительность многие, по-настоящему богатые люди, предпочитают не афишировать.

Ярко демонстрировал свои материальные успехи во время президентских выборов 1996 г. кандидат «от новых русских» В. Брынцалов. Его супруга показала избирателям даже голую задницу по ТВ. Предвыборная кампания кандидата с таким «лицом» набрала 0,2% голосов при том, что, по оценкам экспертов, на каждого избирателя было затрачено не менее 50 USD.

Нарушения Э. в политическом PR применяются и более профессионально, допускаются как специальные трюки для привлечения общественного внимания. К сильному «шокингу» прибегал «соперник» В. Брынцалова на выборах 1996 г. В. Жириновский: плескал сок в лицо оппоненту по теледебатам. Такие трюки дают нишу журналистским перьям и позволяют сэкономить на рекламе. Очень аккуратно использует такие приемы В. Путин. Так, во время массового «прямого общения» с электоратом на ТВ и через Интернет в декабре 2001 г. он по поводу возможной отдачи Калининградской области «немцам за долги» (подготовленный «вопрос с места») заявил, что хотел бы показать «фигуру из трех пальцев, но воспитание не позволяет». В здании ООН долгое время как реликвия хранилась трибуна, по которой Н. Хрущев стучал ботинком во время заседания этой организации. Это вполне допустимый для публичной политической деятельности прием. Наполеон, также отличавшийся вспыльчивым нравом, специально использовал это свое личное качество на дипломатических переговорах, бил дорогие сервизы, топал ногами и т. п.

Многие привычные нам «этикетные роли», формы и правила поведения, возникли в эпоху европейского средневековья в среде рыцарства. Во всех странах Европы и в России Э., естественно, учитывает и исторические самобытные традиции, обычаи и привычки крестьянства и буржуазии, горожан. На формирование национального Э. в России оказывала и оказывает серьезное влияние Русская Православная церковь, христианская православная культура и нравственность, моральные установки. Немалую роль нравственные начала христианства играют и для Э. католических и протестантских народов, культур. Кстати, как справедливо замечали Л. Гумилев и др. историки, европейское влияние на Русь в петровскую эпоху шло от протестантских стран. В протестантской этике и Э. особое место занимали трудолюбие, личная ответственность, особое отношение к общественным проблемам. Петр I и его сподвижники воспринимали культуру, Э., прежде всего, европейских средних классов протестантского вероисповедания и мироощущения. Это влияние длилось весь XVIII в. В нем участвовали и немцы на русской службе.

Э. является не просто сводом формальных правил поведения, но и частью, формальным выражением ментальности, национального мировосприятия. Известно, какую колоссальную роль традиционный Э. играет в Японии, Англии, Китае, арабских странах. В Европе исторически особой строгостью и утонченностью отличался испанский Э. Сохранились даже особые вежливые формы испанских глаголов. Многие испанцы, независимо от доходов и занятий, считали себя людьми благородного происхождения, идальго, гордились своей родословной. В соблюдении Э. они ничем не хотели уступать королевскому двору и знати, кабальеро и грандам. Дело в том, что испанцам пришлось отстаивать свой полуостров от мавров, мусульманских завоевателей. Рыцарский дух испанского народа выразил гениальный М. Сервантес в своем «Дон Кихоте».

Средние века отличались строгим соблюдением сословного Э. Ведущим в Европе был дворянский Э., идеалы и правила поведения рыцарства. Свой Э. был у горожан, торговцев и ремесленников, включая особую одежду. Можно выделить еще крестьянский Э., обычаи и нравственные установки жизни. Был Э. церковной жизни и католического духовенства, который в ходе Реформации потеснил Э. протестантов, занявший господствующие позиции в Германии, Англии, Голландии.

Допетровская Русь также имела разработанную систему сословного Э. Царский двор ориентировался на византийские образцы, поскольку русские цари считали себя наследниками византийских императоров, не отрекаясь, конечно, при этом от традиционных русских обычаев, форм и правил поведения. Э. регулировался постановлением церковных соборов и законодательными актами царской власти. Известны такие сочинения, как «Домострой» (XVI в.), являвшиеся сводами правил Э. семейной жизни и быта. Чем выше было положение человека, тем сложнее были правила Э., которые ему нужно соблюдать. Стержнем общенациональной жизни был церковный Э. Именно его реформирование патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в XVII в. вызвало Раскол. Особенно болезненно противники Никона воспринимали замену двуперстного крестного знамения трехперстным, щепотью. Протопоп Аввакум и др. деятели Раскола называли нововведение «кукишем». За реформами Никона стояло явное стремление светской власти вмешиваться в жизнь общества, менять его Э. В ту же эпоху, напр., вышел царский указ, запрещавший народные публичные увеселения. Начались гонения на скоморохов, народный русский театр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: