Япония в международных экономических отношениях

Развитие и структура внешней торговли. За последние 50 лет физический

объем экспорта Японии увеличился более, чем в 70 раз, его темпы почти в

два раза опережали прирост мирового экспорта.

В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит

конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет

высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета

фирмы. Японские фирмы известны эффективной системой всестороннего и

последовательного контроля и управления качеством продукции, которое

связано всего с характером организации производства. Ритмичность и

гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию

и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья

точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность

работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации,

использование систем контроля за качеством оборудования, высокий

уровень нормирования технологических пределов также позволяют

значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип

автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с

полным контролем качества и гарантиями бездефективности.

Одним из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена

моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой

конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках

следует иметь виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в

Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых

стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских

компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности —

производительности труда. По оценкам отдельных японских

исследовательских организаций, Япония на 1/З отстает от США по уровню

производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в

этом показателе сократился (1975 г. — 50%), но остается значительным.

Отставание в уровне производительности труда во многом связано со

стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют

первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее

состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на

мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям

крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает

общие показатели всей промышленности.

Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной

металлургии, химической промышленности.

Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения

двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и

техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на

осуществлении исследовательских проектов. В 1986 г. Япония выдвинула

крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы»,

которая сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и

европейской «Эврикой». Цель ее поднять авторитет страны, ликвидировать

отставание от других стран Запада в области фундаментальных

исследований.

Токио — мировой финансовый центр. Внешнеэкономическая экспансия

способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра.

Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объему валютно-биржевых

операций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований

ценных бумаг и объему купли-продажи, но имеет и слабые стороны

деятельности.

В Токио аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в четыре раза

меньше, чем в Нью-Йорке и Лондоне.

Слабости Токио как международного финансового центра сдерживают

процесс позиций иены в качестве международного платежного средства.

Она занимает невысокие позиции в валютных резервах мира (6,8—8,1%

за 1985 -1994 гг.), в восемь раз уступая доллару США. Более широко

используется Японская денежная единица в расчетах по внешней

торговле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: