Экзистенциализм

Исходным пунктом экзитенцфилософии является философия С. Кьеркегора (1813-1855).

Экзистенциализм (фр. existentialism от лат. existential — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию» (личность), человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти или другого глубокого переживания. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Основными понятиями такой философии были и остаются понятия «свободы», «личности», «выбора». Например, С. Кьеркегор настаивал, что ответом на «разбитое» и бессмысленное бытие мира должны быть страх и отчаяние, приближающее к Богу.Ж.. П. Сартр (1905-1980) утверждал, что отвращение к неразумному, вещественному, детерминированному, естественному, к привязанности к жизни является повивальной бабкой (условием) свободы. А. Камю (1913-1960) определял жизнь человека как «абсурд» из-за ее бессмысленности и безнадежности. Наш соотечественник Н. А. Бердяев (1874-1948) видел смысл жизни и свободу в творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: