Исторический материализм марксизма

Основная цель всей деятельности К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей - создание идеологии промышленного пролетариата. В середине XIX в. это был самый обездоленный, бесправный и, как следствие, кровно заинтересованный в социальных реформах общественный слой трудящихся.

Основными источниками марксизма считаются: «Классическая немецкая философия» (диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха), «Английская политэкономия» (трудовая теория стоимости А. Смита), «Французский утопический социализм» («новая религия» К. Сен-Симона, «общество гармонии» Ф. Фурье).

Главные произведения основателей марксизма: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

По мнению Маркса, вся философия до него пыталась выяснить отношение между бытием и сознанием, теперь ее задача - изменить мир. Это практическая роль философии. Теперь практика критерий истины. Основная цель философии - преодоление «отчуждения мышления и бытия» (кризиса мировоззрения), но это отчуждение преодолевается не в церкви и не в мышлении, а в промышленном производстве. Единственный класс, заинтересованный в изменении производства и как следствие – всего современного ему общества - промышленный пролетариат. Новая идеология призвана объяснить ему его состояние и единственно возможный выход - уничтожение капитализма и построение более совершенного общества - коммунизма.

Так как люди в общественном производстве своей жизни вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения, т.е. отношения производственные, то они занимают в этих производственных отношениях соответствующую классовую позицию (крестьянин либо феодал, раб либо рабовладелец, наемный рабочий либо собственник производства). По Марксу, именно способ материального производства обуславливает социальные, политические, духовные процессы жизни, т.е. не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание.

В истории длительное взаимодействие производственных отношений и производительных сил в рамках способапроизводства (рабовладельческого, феодального, капиталистического) формирует социальную надстройку в виде государства и формы общественного сознания (политику, религию, науку, право, мораль). С необходимостью существуют переходные периоды (революции), в рамках которых развивающиеся производительные силы (орудия труда, люди) вступают в антагонистические т.е. непримиримые отношения с устаревшими производственными отношениями. Единственный возможный выход из ситуации - взятие всей полноты власти в руки прогрессивного на данный момент класса и смена всего способа производства вместе с надстройкой. Например, при переходе от феодализма как общественно-экономической формации к капитализму является собственник средств производства (капиталист). Он организует экономическую, социальную и политическую жизнь общества в соответствии со своими интересами. По мнению Маркса, капитализм конца XIXв вступает в антагонистические отношения с пролетариатом, следовательно, задача пролетариата - не изменение государственного строя, а его уничтожение. Ф.Энгельс: «Государство есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим и в демократической республике ничуть не

меньше, чем в монархии».

В XXв формируется альтернативный марксистскому «формационному» взгляду на причины развития общества – «цивилизационный» подход. А. Тойнби (1889-1975) утверждает, что история - нелинейный процесс зарождения, процветания, а затем гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных уголках Земли. Кстати, Россию он считал одной из таких цивилизаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: