Экзистенциализм зародился в 19 веке и его основатель датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855).
Кьеркегор восстал против гегелевской философии, так как Гегель объявлял все существующее разумным,
логичным и сделал человека - моментом в развитии мирового духа. Но мир - неразумен, а напротив абсурден
и парадоксален, Гегелевская истина - суха и бесполезна. “Истину не познают, в ней существуют”.
Взамен гегелевской “количественной” диалектики Серен Кьеркегор предлагает свою “качественную”,
человеческую. Если у Гегеля частное выше общего, то у Кьеркегора единичное выше общего.
Работы: “Наслаждение и долг”, Болезнь и трепет”.
Серен Кьеркегор создал учение о трех стадиях существования:
1) Эстетическая (“Эстетикус” - чувственный) Это жизнь подчиненная принципу наслаждения. Такое
существование не подлинно, так как человек раб своих страстей (пример донжуан)
2) Этическая (этика наука о морали. В основе - долг. Такое существование неподленно так же, так как
создается и уничтожается долгом.
|
|
3) Религиозная (В основе - вера, Эта стадия может стать подлинной. Вера - это страстные переживания,
прыжок за пределы разума. Вера это от парадокс, когда единичное выше общего.
Экзистенциализм - иррационалистическая философия. Экзистенциализм (от греческого “экзистенция” -
существование) - философия существования человека. “Экзистенция с латинского - сущность.Существование определяет сущность, т.к. человек сначала рождается, чувствует, мыслит, совершенствует
поступки и лишь затем обретает себя как личность. Основная проблема этики - это проблема свободы и
связанные с ней проблемы подлинного и не подлинного существования. Обыденная жизнь человека лишена
свободы, т.к. человек действует по общим правилам, определенных окружающей средой. Он как бы плывет по
течению и поступает как все. Быть свободным означает жить по своим собственным правилам, но это означат
ответственность за каждый свой поступок и поэтому человек интуитивно избегает свободы.
Обрести свободу и перейти к подлинному существованию можно в пограничной ситуации, чаще всего
перед лицом смерти. Человек, испытавший сильное душевное потрясение может пересмотреть правила своей
жизни. Его жизнь может перестать быть управляемой внешними обстоятельствами, а начать управляться его
внутренним выбором, следовательно, цель экзистенциализма утвердить не как явление из толпы, а как
личность.