Экзистенциализм. Религиозная философия XX в. Герменевтика

Экзистенциализм зародился в 19 веке и его основатель датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855).

Кьеркегор восстал против гегелевской философии, так как Гегель объявлял все существующее разумным,

логичным и сделал человека - моментом в развитии мирового духа. Но мир - неразумен, а напротив абсурден

и парадоксален, Гегелевская истина - суха и бесполезна. “Истину не познают, в ней существуют”.

Взамен гегелевской “количественной” диалектики Серен Кьеркегор предлагает свою “качественную”,

человеческую. Если у Гегеля частное выше общего, то у Кьеркегора единичное выше общего.

Работы: “Наслаждение и долг”, Болезнь и трепет”.

Серен Кьеркегор создал учение о трех стадиях существования:

1) Эстетическая (“Эстетикус” - чувственный) Это жизнь подчиненная принципу наслаждения. Такое

существование не подлинно, так как человек раб своих страстей (пример донжуан)

2) Этическая (этика наука о морали. В основе - долг. Такое существование неподленно так же, так как

создается и уничтожается долгом.

3) Религиозная (В основе - вера, Эта стадия может стать подлинной. Вера - это страстные переживания,

прыжок за пределы разума. Вера это от парадокс, когда единичное выше общего.

Экзистенциализм - иррационалистическая философия. Экзистенциализм (от греческого “экзистенция” -

существование) - философия существования человека. “Экзистенция с латинского - сущность.Существование определяет сущность, т.к. человек сначала рождается, чувствует, мыслит, совершенствует

поступки и лишь затем обретает себя как личность. Основная проблема этики - это проблема свободы и

связанные с ней проблемы подлинного и не подлинного существования. Обыденная жизнь человека лишена

свободы, т.к. человек действует по общим правилам, определенных окружающей средой. Он как бы плывет по

течению и поступает как все. Быть свободным означает жить по своим собственным правилам, но это означат

ответственность за каждый свой поступок и поэтому человек интуитивно избегает свободы.

Обрести свободу и перейти к подлинному существованию можно в пограничной ситуации, чаще всего

перед лицом смерти. Человек, испытавший сильное душевное потрясение может пересмотреть правила своей

жизни. Его жизнь может перестать быть управляемой внешними обстоятельствами, а начать управляться его

внутренним выбором, следовательно, цель экзистенциализма утвердить не как явление из толпы, а как

личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: