Таблица 3.1 — Содержание деятельности студентов в период прохождения психолого-педагогической практики
Дни прохождения практики | Содержание и формы учебной работы | Контролируемая самостоятельная работа студентов | Формы контроля |
I неделя | |||
1-й день | Знакомство с УДО 1) Беседа с администрацией УДО о выполнении инструкций об охране жизни и здоровья детей, о соблюдении правил пожарной безопасности и т., об особенностях организации работы. 2) Экскурсия по учреждению дошкольного образования, знакомство с методическим кабинетом. 3) Распределение студентов по группам. Знакомство с воспитателями и детьми. | 1. Изучить особенности организации образовательного процесса в группе. | Записи в дневнике: 1) сведения о дошкольном учреждении: адрес, кадровый состав, основные направления работы. 2)сведения о группе: воспитатели, списочный состав детей, распорядок дня, сетка занятий и др. В папку-копилку: Инструкция по охране жизни и здоровья детей |
2-й день | Ознакомление с деятельностью воспитателя и детей в первую половину дня Наблюдение и анализ: 1) деятельности воспитателя, направленной на организацию и проведение режимных процессов; 2) условий, созданных в УДО для проведения всех режимных процессов (наличие необходимого оборудования, соблюдение педагогических и гигиенических требований); 3) поведение детей в процессе выполнения режимных процессов (знание последовательности этих процессов, активность, самостоятельность); 4) характер взаимодействия в работе воспитателя и помощника воспитателя. | 1. Выбор темы исследовательского задания (Приложение А). 2. Выбор ребенка для составления психолого-педагогической характеристики | В дневник: записи наблюдений за проведением 1-й половины дня (Приложение Б). В папку-копилку: Конспект утренней гимнастики, конспект проведения прогулки. |
3-й день | Ознакомление с деятельностью воспитателя и детей во вторую половину дня Наблюдение и анализ: 1) деятельности воспитателя, направленной на организацию и проведение режимных процессов (подъем детей после сна, закаливающие мероприятия, прием пищи, сбор на прогулку, прогулка, организация деятельности детей вечером) 2) Ознакомление с предметной развивающей средой (уголок для игровой деятельности). | 1.Анализ созданных условий для игровой деятельности детей и на план-схеме групповой комнаты указать их размещение. 2. Проведение диагнос-тики физической подготовленности ребёнка (основные движения) [11,с.29—31]. | В дневник: записи наблюдений за проведением 2-й половины дня В папку-копилку: 1) описание уголка для игровой деятельности с подробным перечислением всех материалов и оборудования; 2) протокол диагностики физической подготовленности ребёнка |
4-й день | Просмотр и анализ образовательного процесса в группе. 1) наблюдение и анализ занятий в первой половине дня; 2) ознакомление с предметной развивающей средой (уголок для экспериментально-познавательной деятельности детей. | 1.Выявление уровня сформированности учебной деятельности у детей (Приложение В). 2. Анализ созданных условий для экспериментально-познавательной деятельности детей. | В дневник: 1)записи наблюдений за проведением занятий [11,с.21—28]. В папку-копилку: 1) протокол выявленного уровня сформированности учебной деятельности у детей. 2) описание уголка для экспериментально-познавательной деятельности |
5-й день | Наблюдение и анализ организации и руководства игровой деятельностью детей Анализ [11,с.16—18]. | 1.Изучение плана работы воспитателя и составление на его основе своего календарного плана работы на 6-10-й день практики [11,с.45—48]. | В дневник: 1) записи наблюдений за проведением игровой деятельности детей [11,с.18]. В папку-копилку: 1) конспекты подвижных игр, дидактической игры, сюжетно-ролевой игры для своей возрастной группы. 2) календарный план работы на 6-10-й день практики. |
II неделя | |||
6 — 10 дни | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. Студенты работают в качестве воспитателя в 1—2-ю смену, чередуясь друг с другом (не работающий студент наблюдает и анализирует вместе с воспитателем группы работу другого студента). | 1.Анализ созданных условий для трудовой деятельности детей. 2. Диагностика математических представлений [11,с.36—41]. 3. Составление коррекционной программы работы с ребёнком по итогам проведённых диагностик. | В дневник: Анализ воспитателя рабочего дня студента (записывает воспитатель) (Приложение Г). Анализ рабочего дня студента (Приложение Д). В папку-копилку: 1) конспекты занятий и других мероприятий с детьми в соответствии с планом работы. 2) календарный план работы на 10— 15-й день практики. |
III неделя | |||
11-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьмив соответствии с составленным планом работы. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1.Диагностика речевого развития детей. [11,с.32—36]. 2. Анализ созданных условий для художественно-речевой деятельности детей. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка для художественно-речевой деятельности детей. 2) протокол речевого обследования ребёнка |
12-й день | 1. Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1.Диагностика речевого развития детей. 2. Анализ созданных условий для художественно-речевой деятельности детей. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка для художественно-речевой деятельности детей. 2) протокол речевого обследования ребёнка. |
13-й день | 1. Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1. Диагностика знаний детей о природе. 2. Анализ уголка природы. 3Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка [11,с.42—44]. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка природы. 2.) протокол диагностики знаний ребёнка о природе. 3) программа коррекционной работы. |
14-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1. Диагностика знаний детей о природе. 2. Анализ уголка природы. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка природы. 2.) протокол диагностики знаний ребёнка о природе. |
15-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1. Диагостика художественной выразительности детского рисунка [11,с.173—175]. 2. Анализ созданных условий для самостоятельного художественного творчества. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка для самостоятельного художественного творчества. 2) протокол диагностики художественной выразительности детского рисунка 3) календарный план работы на 16— 20-й день практики. |
IVнеделя | |||
16-й день | 1. Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Проведение зачётного занятия (не работающий с детьми студент наблюдает и анализирует). 3. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1. Диагостика художественной выразительности детского рисунка. 2. Анализ созданных условий для самостоятельного художественного творчества | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка для самостоятельного художественного творчества. 2) конспект зачётного занятия 3) протокол диагостики художественной выразительности детского рисунка |
17-й день | 1. Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Проведение зачётного занятия (не работающий с детьми студент наблюдает и анализирует). 3. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1. Диагностика музыкального развития ребёнка [11,с.36—41]. 2. Анализ созданных условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка для самостоятельной музыкальной деятельности детей. 2) конспект зачётного занятия 3) протокол диагностики музыкального развития ребёнка. |
18-й день | 1. Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Проведение зачётного занятия (не работающий с детьми студент наблюдает и анализирует). 3. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1. Анализ созданных условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей. 2. Составление коррекционной программы работы с ребёнком по итогам проведённых диагностик. | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) описание уголка для самостоятельной музыкальной деятельности детей. 2) конспект зачётного занятия 3) протокол диагностики музыкального развития ребёнка. |
19-й день | 1. Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. 2. Проведение зачётного занятия (не работающий с детьми студент наблюдает и анализирует). 3. Выполнение заданий для КСР не работающими с детьми студентами. | 1.Изготовление дидактического пособия 2.Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) конспект зачётного занятия 2) описание дидактического пособия |
20-й день | Организация и проведение праздника или развлечения для детей своей группы. В подготовке и проведении праздника или развлечения участвуют два студента, работающих на одной группе. Возможно организовать объединённые праздники или развлечения для детей разных групп. | 1.Изготовление дидактического пособия 2. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: 1) конспект праздника или развлечения 2) описание дидактического пособия 3) календарный план работы на 21— 24-й день практики. |
Vнеделя | |||
21-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. Информационно-просветительская работа с родителями | 1. Разработка темы и содержания мероприятия по работе с родителями | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: Конспект мероприятия по работе с родителями |
22-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. | 2. Составление психолого-педагогической характеристики на ребёнка | В дневник: Анализ рабочего дня В папку-копилку: психолого-педагогическая характеристика на ребёнка |
23-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. | Выполнение исследовательского задания | В дневник: Анализ рабочего дня |
24-й день | Самостоятельное проведение образовательной работы с детьми в соответствии с составленным планом работы. | Подготовка документации по итогам практики | В дневник: Анализ рабочего дня |
25-й день | Итоговая конференция по итогам практики | Оформление выставки дидактических пособий Презентация результатов выполнения исследовательского задания. | В дневник: Все необходимые записи В папку-копилку: Все необходимые материалы |
3.1. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПРАКТИКИ
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1.1. Обязанности руководителя практики от университета
ü Совместно с администрацией базы практики проводит инструктивно-методическую работу с сотрудниками учреждения, принимающими участие в практике.
ü Оказывает научно-методическую помощь учреждению дошкольного образования, являющегося базой практики.
ü Оказывает консультативную помощь студентам в подготовке к выполнению заданий практики.
ü Утверждает индивидуальные планы практикантов и контролирует их выполнение.
ü Ведёт учёт ежедневного посещения студентами практики, выясняет причины отсутствия и намечает порядок выполнения заданий за период пропусков.
ü Присутствует на мероприятиях, проводимых студентами, анализирует и оценивает их.
ü Проверяет и анализирует отчётную документацию студентов.
ü Сдаёт методисту по практике в университете отчет о выполнении студентами программы, ведомость с оценками, лучшую документацию студентов (как образец), документы для оплаты за руководство практикой работникам учреждения дошкольного, образования высказывает свои предложения по совершенствованию программы и организации практики.
ü Принимает дифференцированный зачёт.
ü Оформляет зачётные книжки после проведения дифференцированного зачёта.
3.1.2. Обязанности руководителя от базы практики
Заведующий УДО, заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели:
- обеспечивают условия для работы студентов в соответствии с программой практики;
- знакомят студентов с содержанием своей работы, основными функциональными обязанностями и документацией;
- помогают в составлении индивидуального плана, подготовке и проведении мероприятий, выполнении заданий практики;
- посещают проводимые студентами мероприятия, участвуют в проведении анализа и оценки их работы;
- принимают участие в аттестации студентов-практикантов;
- составляют характеристику на студента-практиканта по итогам прохождения практики.
3.1.3. Обязанности студента в период прохождения практики
ü Студент должен пройти медицинский осмотр и оформить санитарную книжку до начала практики.
ü Студент обязан изучить «Инструкцию по охране жизни и здоровья детей в учреждениях дошкольного образования».
ü Студент должен подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжениям администрации базы практики и руководителя практики.
ü Студент обязан выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.
ü По завершении практики студент обязан предоставить все виды отчётной документации.
ü В случае невыполнения требований, предъявляемых студенту практиканту, он может быть отстранён от прохождения практики.
3.2. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
По результатам практики ситуденты обязаны предоставить следующую документацию:
1. Дневник практики, в котором отражена ежедневная работа студента-практиканта.
2.Папку-копилку со следующими материалами:
ü Календарный план работы
ü Протоколы проведения педагогической диагностики.
ü Конспекты зачётных занятий.
ü Сценарий праздника или развлечения с детьми.
ü Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка.
ü Материалы с анализом предметно-развивающей среды группы.
ü Материалы по работе с родителями.
ü Материалы выполнения исследовательского задания.
3. Отчёт о прохождении практики, в котором необходимо отразить:
ü Сроки прохождения практики, описание базы практики;
ü Цели, задачи, их решение в процессе прохождения практики,
ü Что дала практика студенту, как будущему специалисту в области дошкольного образования.
ü Какую помощь оказали знания, полученные в университете. По каким разделам программы практики студент оказался менее подготовленным.
ü Какую помощь оказали студенту воспитатели, администрация УДО, групповой руководитель практики.
ü Какую помощь оказал студент учреждению дошкольного образования (изготовление пособий, атрибутов к играм, оформление помещений, участка и т.д.).
ü Какие трудности встретились в процессе работы с детьми.
ü Предложения по совершенствованию организации практики.
4. Характеристику с места прохождения практики, подписанную воспитателем и заведующим УДО, заверенную печатью. В характеристике отражаются выполнение студентом программы практики, отношение к работе, овладение производственными навыками по специальности, трудовая дисциплина, взаимодействие с коллективом, участие в общественно-массовых мероприятиях и другие данные о практике студента.
5. Оценивание представленных студентом материалов по итогам прохождения практики проводится по 10-бальной системе (Приложение Е).