Дошкольная педагогика

1. Изучение эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам.

Методика выполнения задания. Студенты подбирают картинки с изображением ситуаций, подлежащим моральной оценке. (материалы игры «оцени поступок) или другие). Каждый студент обследует трех детей (возраст по выбору). Ребенку показывают картинку и просят рассказать о ней. Экспериментатор ведет протокол, в котором фиксирует содержание картинки, ответы детей, его объяснения, эмоциональные реакции. Проводиться анализ протоколов и дается оценка адекватности реакций ребенка на моральные нормы.

2. Определение особенностей сенсорного развития детей в разных возрастных группах.

Методика выполнения. В процессе индивидуального общения с ребенком выявите уровень его сенсорного развития: уровень представлений о признаках предметов, степень обобщенности признаков, владение разными обследовательскими действиями. Ребенку можно предложить вопросы: «как ты узнаешь, твердый или мягкий предмет.. прозрачный или не прозрачный, легкий или тяжелый…?»

Зафиксировать свои наблюдения по предложенной схеме

Ф.И. ребенка ________________________ возраст________________

Признаки объектов Представления о признаках объектов
Называет признаки Обобщает признаки Какими обследовательскими действиями владеет
Цвет      
Форма      
Величина      
Фактура      
Другие признаки      

3. Изучение игровых взаимоотношений детей в разных возрастных группах и реакции воспитателя на эти отношения

Методика выполнения. Понаблюдайте за игрой детей и проявлением игровых взаимоотношений между ними.

Результаты наблюдения зафиксируйте в таблице.

Игровая ситуация Поведение детей Позиция педагога
     

Примечание. В разговоре с детьми вы можете выяснить, почему они играли в данную игру, чем она им нравиться, будут ли еще раз играть в нее.

На основе наблюдений проанализируйте:

- соответствует ли игра возрастным возможностям детей;

- в чем проявляется самостоятельность и творчество детей в играх;

- как можно оценить позицию педагога в ходе игр;

- при каких условиях содержание игры могло бы быть более полным, интересным, а действия и умения детей богаче и точнее.

После игры поговорите с воспитателем и установите, как он сам оценивает состояние игровой деятельности детей и ее развитие.

2. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста

1. Выполнение каких физических упражнений больше всего нравится детям вашей группы и почему.

2. Какие подвижные игры знают дети вашей группы. В какие игры любят играть.

3. Теория и методика развития речи детей
дошкольного возраста

1. Каковы высказывания, суждения, мимика, жесты детей в процессе восприятия произведений художественной литературы.

2. Проанализируйте тематический словарь детей вашей группы (бытовой, природоведческий, эмоционально-оценочный и др. на выбор).

3. Каковы литературные интересы детей вашей группы.


4. Теория и методика руководства изобразительной
деятельностью детей дошкольного возраста

1. Какова излюбленная тематика детских рисунков.

2. Каковы высказывания детей о результатах художественного творчества сверстников.

5. Теория и методика формирования элементарных
математических представлений у детей

1. Какие типичные ошибки в ориентировке в пространстве у детей вашей группы.

2. Какие типичные ошибки в ориентировке во времени у детей вашей группы.

3. Какие типичные ошибки в использовании счёта у детей вашей группы.

6. Теория и методика ознакомления детей
дошкольного возраста с природой

1. Организация наблюдений за погодой с детьми дошкольного возраста во время прогулок.

2. Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования моделей.

3. Организация труда детей дошкольного возраста в уголке природы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Схема записи наблюдения
и анализа деятельности воспитателя

Деятельность воспитателя Деятельность детей Анализ наблюдения по схеме

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Определение уровня сформированности
учебной деятельности у детей дошкольного возраста

Элементы учебной деятельности Критерии определения уровня сформированности учебной деятельности у детей
высокий средний низкий
Отношение к предстоящим занятиям Охотно идет на занятие и быстро включается в него Идет на занятие, потому что этого требует воспитатель; нужно время, чтобы включиться в него На занятие идет без желания
Восприятие указаний воспитателя Слушает и слышит указания воспитателя, понимает их Слушает указания воспитателя Слушает указания воспитателя, но не слышит
Умение руководствоваться указаниями воспитателя в работе Руководствуется указаниями воспитателя в работе; задание выполняет уверенно, самостоятельно; сосредоточен на выполняемой работе Условно придерживается указаний воспитателя в работе, при выполнении работы склонен к подражанию другим детям Не руководствуется указаниями воспитателя в работе
Отношение к затруднениям В случае затруднения сразу обращается к воспитателю с правильно сформулированным вопросом; поправляет работу, если допущена ошибка Теряется в случае затруднения, ждет помощи со стороны воспитателя В случае затруднений оставляет работу
Умение достигать нужных результатов Доводит работу до конца и достигает нужных результатов Результаты условны Результата не достигает
Самоконтроль Сравнивает работу с образцом, способен осуществлять самоконтроль Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей Самоконтроль отсутствует
Самооценка и оценка работы других Правильно оценивает собственную работу и работу других, отмечает ее достоинства и недостатки Затрудняется в самооценке и оценке работы товарищей Умение оценивать собственную работу и работу других отсутствует

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Схема записи наблюдения и анализа
самостоятельной работы практиканта

Дата Содержание работы Анализ воспитателя группы Оценка и подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: