1. Изучение эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам.
Методика выполнения задания. Студенты подбирают картинки с изображением ситуаций, подлежащим моральной оценке. (материалы игры «оцени поступок) или другие). Каждый студент обследует трех детей (возраст по выбору). Ребенку показывают картинку и просят рассказать о ней. Экспериментатор ведет протокол, в котором фиксирует содержание картинки, ответы детей, его объяснения, эмоциональные реакции. Проводиться анализ протоколов и дается оценка адекватности реакций ребенка на моральные нормы.
2. Определение особенностей сенсорного развития детей в разных возрастных группах.
Методика выполнения. В процессе индивидуального общения с ребенком выявите уровень его сенсорного развития: уровень представлений о признаках предметов, степень обобщенности признаков, владение разными обследовательскими действиями. Ребенку можно предложить вопросы: «как ты узнаешь, твердый или мягкий предмет.. прозрачный или не прозрачный, легкий или тяжелый…?»
Зафиксировать свои наблюдения по предложенной схеме
Ф.И. ребенка ________________________ возраст________________
Признаки объектов | Представления о признаках объектов | ||
Называет признаки | Обобщает признаки | Какими обследовательскими действиями владеет | |
Цвет | |||
Форма | |||
Величина | |||
Фактура | |||
Другие признаки |
3. Изучение игровых взаимоотношений детей в разных возрастных группах и реакции воспитателя на эти отношения
Методика выполнения. Понаблюдайте за игрой детей и проявлением игровых взаимоотношений между ними.
Результаты наблюдения зафиксируйте в таблице.
Игровая ситуация | Поведение детей | Позиция педагога |
Примечание. В разговоре с детьми вы можете выяснить, почему они играли в данную игру, чем она им нравиться, будут ли еще раз играть в нее.
На основе наблюдений проанализируйте:
- соответствует ли игра возрастным возможностям детей;
- в чем проявляется самостоятельность и творчество детей в играх;
- как можно оценить позицию педагога в ходе игр;
- при каких условиях содержание игры могло бы быть более полным, интересным, а действия и умения детей богаче и точнее.
После игры поговорите с воспитателем и установите, как он сам оценивает состояние игровой деятельности детей и ее развитие.
2. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста
1. Выполнение каких физических упражнений больше всего нравится детям вашей группы и почему.
2. Какие подвижные игры знают дети вашей группы. В какие игры любят играть.
3. Теория и методика развития речи детей
дошкольного возраста
1. Каковы высказывания, суждения, мимика, жесты детей в процессе восприятия произведений художественной литературы.
2. Проанализируйте тематический словарь детей вашей группы (бытовой, природоведческий, эмоционально-оценочный и др. на выбор).
3. Каковы литературные интересы детей вашей группы.
4. Теория и методика руководства изобразительной
деятельностью детей дошкольного возраста
1. Какова излюбленная тематика детских рисунков.
2. Каковы высказывания детей о результатах художественного творчества сверстников.
5. Теория и методика формирования элементарных
математических представлений у детей
1. Какие типичные ошибки в ориентировке в пространстве у детей вашей группы.
2. Какие типичные ошибки в ориентировке во времени у детей вашей группы.
3. Какие типичные ошибки в использовании счёта у детей вашей группы.
6. Теория и методика ознакомления детей
дошкольного возраста с природой
1. Организация наблюдений за погодой с детьми дошкольного возраста во время прогулок.
2. Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования моделей.
3. Организация труда детей дошкольного возраста в уголке природы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Схема записи наблюдения
и анализа деятельности воспитателя
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Анализ наблюдения по схеме |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Определение уровня сформированности
учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Элементы учебной деятельности | Критерии определения уровня сформированности учебной деятельности у детей | ||
высокий | средний | низкий | |
Отношение к предстоящим занятиям | Охотно идет на занятие и быстро включается в него | Идет на занятие, потому что этого требует воспитатель; нужно время, чтобы включиться в него | На занятие идет без желания |
Восприятие указаний воспитателя | Слушает и слышит указания воспитателя, понимает их | Слушает указания воспитателя | Слушает указания воспитателя, но не слышит |
Умение руководствоваться указаниями воспитателя в работе | Руководствуется указаниями воспитателя в работе; задание выполняет уверенно, самостоятельно; сосредоточен на выполняемой работе | Условно придерживается указаний воспитателя в работе, при выполнении работы склонен к подражанию другим детям | Не руководствуется указаниями воспитателя в работе |
Отношение к затруднениям | В случае затруднения сразу обращается к воспитателю с правильно сформулированным вопросом; поправляет работу, если допущена ошибка | Теряется в случае затруднения, ждет помощи со стороны воспитателя | В случае затруднений оставляет работу |
Умение достигать нужных результатов | Доводит работу до конца и достигает нужных результатов | Результаты условны | Результата не достигает |
Самоконтроль | Сравнивает работу с образцом, способен осуществлять самоконтроль | Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей | Самоконтроль отсутствует |
Самооценка и оценка работы других | Правильно оценивает собственную работу и работу других, отмечает ее достоинства и недостатки | Затрудняется в самооценке и оценке работы товарищей | Умение оценивать собственную работу и работу других отсутствует |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Схема записи наблюдения и анализа
самостоятельной работы практиканта
Дата | Содержание работы | Анализ воспитателя группы | Оценка и подпись |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д