Заключение

Тема выпускной квалификационной работы была выбрана не случайно, у любого человека есть важные именно для него, «наболевшие» темы, которые не дают покоя. Положенные в основу художественного творчества они делают его не только интересным, но и социально значимым.

Исследуя жанр фотографического портрета в его историческом развитии, и обращаясь к творчеству великих мастеров, невольно сравниваешь свои работы с произведениями мэтров фотографии. Такие художественные ориентиры имеют огромное значение для творческого роста, но для любого художника важно найти свой путь в искусстве, только балансируя между правилами и их нарушениями можно не бояться увязнуть и похоронить свой талант в ремесленной рутине.

В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Буквальное копирование реальности чаще всего не может считаться произведением фотоискусства, как и в любом другом виде изобразительного искусства, реалистичность, достигая на определенном этапе вершины своего развития, утрачивает интерес зрителя, если не несет помимо копирования натуры, авторского к ней отношения. Кто-то из классиков сказал: «Был мопс, пришел художник, нарисовал мопса, стало два мопса и ни одного произведения искусства».

2. Если мастера светописи времен ее становления как изобразительного искусства готовы были отказаться от возможностей своей аппаратуры, на создание которых были потрачены десятилетия, и все лишь для того, чтобы избежать буквального копирования реальности, то современный фотохудожник, держа в руках цифровую камеру, не должен забывать о способах обобщения, как художественного осмысления реальности.

3. Выразительные средства художественной фотографии служат именно передаче авторской идеи, концепции, отношения к натуре, если речь идет о портрете, то главной задачей, как правило, является передача индивидуальности, характера человека или его душевного состояния на момент съемки. В сфере модельного бизнеса эти задачи должны сохраняться, с той лишь разницей, что модель, подобно киноактрисе способна изобразить душевные переживания или характерные черты, не свойственные ей лично, но продиктованные художественным образом.

4. Отказ от цвета сам по себе уже является некоторым обобщением, а обобщение есть не что иное, как вариант художественного осмысления действительности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что используя черно белую гамму проще создать художественный образ в портрете, так как это помогает избежать нежелательной конкретики. Однако само по себе черно-белое решение еще не делает снимок художественным.

5. Темная и светлая тональность по праву считаются наиболее выразительными художественными приемами, позволяющими передать глубокие переживания, размышления, драматизм или напротив легкость, невинность и молодость, но выбор того или иного выразительного средства должен быть оправдан внутренним содержанием произведения. Черно-белая художественная фотография не умерла, с приходом цветных фотоматериалов и продолжает успешно конкурировать с цветом в эпоху цифровых технологий.

Резюмируя эти выводы, можно дать совет начинающим фотографам, идти параллельно с другими видами визуальных искусств и ориентироваться в творчестве на классиков по возможности не изменяя при этом своему авторскому стилю и сохраняя художественную индивидуальность.

В ходе решения поставленных задач, была изучена специальная литература по фотомастерству таких авторов, как Николай Кудряшов и Лидия Дыко. Подводя итоги, следует отметить, что фотосъемка художественного портрета представляет собой сложный фотографический процесс. Целью которого, прежде всего, является раскрытие внутреннего содержания человека, его характера и переживаний.

Проанализировав творчество таких мастеров фотопортрета, как Моисей Наппельбаум, Анри Картье Брессон, Александр Родченко, Владимир Филонов, а также работы многих прибалтийских авторов, можно убедиться, что все они в своей работе использовали тональность.

Сравнивая специфику работы над студийным портретом при традиционном и цифровом фотопроцессе, можно прийти к заключению, что процесс фотосъемки на цифровую камеру практически не отличается от съемки с использованием пленочного фотоаппарата. При съемке портрета в павильоне, в обоих случаях используются одни и те же световые схемы, оборудование и фон. Разница заключается лишь в природе светочувствительного материала, то есть матрица цифровой камеры в одном случае и фотопленка в другом.

Процесс же печати изображения может быть различным. Прежде всего, в традиционном фотопроцессе существует 3 ступени работы над снимком: это съемочный процесс, негативный и позитивный процессы. В цифровой фотографии негативный процесс отсутствует. Вместо него происходит преобразование светового потока в код, и дальнейшее обратное преобразование его в графическое изображение. Однако эти процессы полностью автоматизированы и не требует непосредственного влияния автора.

Ручная работа при лабораторной печати, то есть творческая составляющая в позитивном процессе в цифровом способе меняется на цифровую обработку фотоснимка в графических редакторах, но по-прежнему остается творческой задачей фотографа.

Снимать в низком или высоком ключе – это интересная, творческая задача. Освещение в этом стиле редко бывает простым, поэтому эти снимки всегда интересны, но сложны в выполнении.

Основные тезисы проиллюстрированы фотоснимками, помещенными в приложении. Они позволяют более детально рассмотреть особенности выразительных средств современной фотографии.

В заключение следует подчеркнуть, что в век высоких технологий, напряженного ритма жизни и доминировании поверхностного взгляда на окружающий мир, выразительные средства художественной фотографии при съемке портрета позволяют сконцентрировать внимание на истинных ценностях, скрывая второстепенные, ненужные детали выявить и показать внутреннюю красоту человека.

Библиография

1. Айсманн К., Дугган Ш., Грей Т. Цифровая фотография. Искусство фотосъемки и обработки изображений. 2-е издание. М. - СПб. – Киев: ДиаСофт, 2005. 630 с.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи, исторический очерк. М.: Искусство, 1964. 128 с.

3. Баканов А. Точка съемки и композиция снимка//Фотомагазин – 2001, № 6(61).

4. Бернд Я. Цифровая обработка изображений. М.: Техносфера, 2007. 584 с.

5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.

6. Булгак Я. Фотографические беседы. Вестник фотографии, М.: 1971, № 6, с. 153-154.

7. Бунимович Д.З. Краткий курс фотографии. 2-е изд., М.: Искусство, 1975. 351 с.

8. Бухтияров А. Книга света. Студийное освещение в портретной съемке. М.: Эксмо, 2005. 139 с.

9. Васнецов А. Художество. М.: 1963. 141 с.

10. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фоторепортера. 3-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1987. 271 с.

11. Гагман Н. А. Фотографирование произведений искусства. М.: Искусство, 1963. 133с.

12. Газаров А. Цифровая фотография без Photoshop. М.:Эксмо. 2010. 224 с.

13. Голубева О. Л. Основы композиции. Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Искусство, 2004. 120 с.

14. Гордеева М.«Великие художники» том 8 «Поль Гоген» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2009. 48 с., ил.

15. Гордеева М. «Великие художники» том 18 «Винсент Ван Гог» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2010. 48 с., ил.

16. Гордеева М. «Великие художники» том 25 «Эдгар Ильэр Жермен Дега» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2010. 48 с., ил.

17. Готье Т. Фотоскульптура // Фотограф - 1964, №2. с. 48, 51.

18. Грей Д. Фотосъемка Beauty & Glamour моделей. М.: Омега, 2003. 146 с.

19. Гринберг С. Цифровая фотография. Самоучитель. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. 352 с.

20. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., Искусство, 1990. 223 с.

21. Де­га Э. Письма, воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. 142 с.

22. Демерс О. Цифровое текстурирование и живопись. М.: Вильямс, 2002. 332с.

23. Демин В. Язык фотоискусства // СФ - 1980, № 4, 5.

24. Джордж. К. Библия цифровой фотографии. Все, что необходимо знать новичку и профессионалу. М.: Эксмо 2009

25. Донде А. Задачи регистрирующей фотографии // Вестник фотографии - 1913, № 10,

26. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. 2-е изд. М.: Искусство, 1977. 276 с.

27. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 175 с.

28. Дыко Л.П., Иофис Е.А. Фотография, её техника и искусство. М.: Искусство,1960. 496 с.

29. Зись А. Реалистическое искусство. Фотожурналист и время. М.: Планета, 1975. 295 с.

30. Иофис Е. Техника фотографии. М.: «Искусство», 1973. 352 с.

31. Капустина И. «Великие музеи мира» том 57 «Музей Винсента Ван Гога» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда», отпечатано в Латвии. 2012. 96 с., ил.

32. Килпатрик Д. Свет и освещение. Перевод С.Ф. Костромина. М.: Мир, 1988. 223с., ил.

33. Клейгорн М. Портретная фотография. Под ред. А.И.Лапина. М.: Эксмо, 2005. 146 с.

34. Коваленко Г.Я. В объективе – жизнь. М.: Искусство, 1987. 112 с.

35. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. 235 с.

36. Кроли М. Фотосъемка обнаженной натуры. М.: Омега, 2004. 162 с.

37. Крупнов Р.А. Для вас, фотолюбители. М.: Искусство, 1988. 219 с.

38. Кудряшов Н.Н. и др. Специальные виды съемки. М.: Искусство, 1955. 172с.

39. Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2003. 296 с.

40. Ларг А, Хикс Р, Вуд Д, Шультц Ф. Lighting the Nude (Освещение обнаженной натуры). Рокпорт (США): Рокпорт Паблишерз, 2003. 217 с.

41. Мастера искусства об искусстве, т. 3, М.: Искусство, 1939. 451 с.

42. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М.: Изд. иностранной литературы, 1958. 231 с.

43. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. М.: Искусство, 1992. 240 с.

44. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. 11-е изд., М.: Искусство,1961. 479 с.

45. Михалкович В. Смысл снимка // СФ - 1980, № 11, с. 25-26.

46. Морозов С.А. Творческая фотография. Фотоальбом. М.: Планета, 1986. 416 с.

47. Морозов С. А. Фотография среди искусств. М.: Планета, 1971. 102 с.

48. Мураховский В.И., Симонович С.В. Секреты цифрового фото. СПб.: Питер, 2005. 146 с.

49. Наппельбаум М.С. Искусство фотопортрета. М.: Искусство, 1958. 242с.

50. Нильсон В. Изобразительное построение фильма. М.: Кинофотоиздат, 1956. 225 с.

51. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.

52. Павленков Ф. Искусство в фотографии // Фотограф - 1964, № 17-18, с. 408-409.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: