Феномен черно-белой художественной фотографии в современном фотоискусстве, ее роль в формировании творческого восприятия

Черно-белая фотография предполагает некое обобщение, а обобщение является одним из вариантов творческого осмысления действительности. Задачи, которые в цветной фотографии решаются при помощи колорита, в черно-белой решаются за счет тональности и контраста изображения.

«Подлинному произведению фотоискусства часто присуща определенная доля недосказанности, кажущейся незавершенности, дающая возможность включить в творческий процесс домысливание самого зрителя. И, напротив, избыточность информации, ее однозначный характер не способствует эмоциональному восприятию фоторабот зрителем». [26, с. 117].

Черно-белые фотографии заключают в себе определенный минимализм – мы теряем информацию о цветах предметов и воспринимаем лишь оттенки серого, линии и формы. С одной стороны, это упрощает задачу фотографа, поскольку в черно-белых кадрах не так заметны отвлекающие яркие элементы, и можно не переживать, что при съемке портрета на улицах города все внимание зрителя уйдет не на модель, а на яркую рекламную вывеску на заднем плане. С другой стороны, информационный шум проявляется через линии в кадре.

Приступая к съемке на черно белую пленку, фотограф должен привыкнуть игнорировать свое нормальное человеческое зрение. Съемка на пленку хороша для оттачивания фотографических навыков.

Сегодня использование тонального решения фотоснимка уже не продиктовано имеющимися в наличии способами получения изображения. Цветные фотоматериалы давно используются в традиционном способе обработки, а возможности цифровых технологий приближаются к качеству аналоговой печати. Тем не менее, в среде фотохудожников цветная фотография не вытеснила черно-белую, а портреты в темной тональности можно получить как цифровым или аналоговым путем, так и путем их комбинирования.

Казалось, что наступление эры массовой цветной фотографии сделает бессмысленными традиционные черно-белые снимки. Они неизбежно потеряются где-то в глубине столетий. Однако, несмотря ни на что, черно-белые фото по-прежнему чрезвычайно популярны у всех поклонников фотографии. Они прошли проверку временем и технологиями, став настоящей классикой фотографического искусства. Черно-белая фотография уже давно стала признаком высокого искусства в таких популярных жанрах, как портретная съемка, «ню» или художественное фото. В наши дни особенной популярностью пользуется не только черно-белая съемка, но и перевод цветных фото в черно-белые снимки, которые придают изображению необходимую выразительность, совершенно потрясающий художественный эффект старины и загадочности.

Многие современные профессиональные фотографы предпочитают работать именно в жанре черно-белой фотографии. Прежде всего, черно-белое фото акцентирует внимание зрителя на линиях, фактуре, форме объекта, на игре света и теней. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность. Порой различные цвета мешают сосредоточиться на главном, делая изображение излишне сумбурным. Черно-белое фото, напротив, позволяет исключить все лишнее и сосредоточиться на главном, расставляя нужные акценты в изображении. Недаром черно белый художественный портрет считается классикой у профессиональных фотографов, поскольку с помощью тонального изображения проще передать характер и истинную сущность человека.

Черно-белые фотографии также прекрасно передают настроение, глубокий смысл или личные переживания героя. Они позволяют в полной мере запечатлеть личный взгляд фотографа и определенный эмоциональный посыл. Кроме того, черно-белые фотографии обладают своей собственной аурой старины, от которой порой веет таинственной грустью и какой-то теплотой. Цветные фотографии, к сожалению, не могут передать всю гамму чувств и душу снимаемых объектов. Именно поэтому многие люди любят пересматривать свои черно-белые фотографии в старых альбомах. Многим хочется вновь ощутить прежние переживания, воспоминая, образы.

Меж тем, отсутствие цветов в фотоизображении заставляет фотографа непрерывно совершенствовать свое искусство композиции и фотографические приемы. Только это позволяет получить качественное и запоминающееся черно-белое фото, поскольку все огрехи в этом случае будут видны как на ладони. Необходимо четко акцентировать все детали черно-белого изображения, чтобы получить нужный художественный эффект. Это является главной причиной того, что на профессиональных фотокурсах преподаватели часто начинают обучение именно с освоения приемов и средств черно-белой фотографии. Это необходимо для того, чтобы студенты научились грамотно концентрировать свое внимание на композиции, определять контрастность и структуру снимаемого объекта, тем самым, совершенствуя свой фотографический почерк.

В настоящее время качественное черно-белое фото можно получить несколькими способами. Традиционный вариант – использовать фотокамеру с черно-белой пленкой. В современной же цифровой фотокамере в настройках можно установить режим черно-белой фотографии. Однако, на самом деле цифровая камера все равно снимает в цвете, а затем самостоятельно преобразует цветное изображение в монохромное. Не стоит доверять эту работу камере, поскольку сегодня существуют мощные графические редакторы, с помощью которых можно быстро перевести цветное фото в черно-белый снимок, добавив к тому же необходимые художественные эффекты. Такой способ получения черно-белых снимков сегодня весьма популярен в массовой фотографии. Однако, профессиональные фотографы и истинные любители черно-белой фотографии все же предпочитают снимать по старинке с использованием серебросодержащих фотоматериалов. К тому же черно-белая фотография не требует дорогих камер или оборудования. Достаточно приобрести фотоаппарат с хорошей оптикой, а все современные функции камеры не играют большой роли при съемке черно-белых фотографий.

Творческая черно-белая фотография – это, прежде всего, искусство и качество работы фотографа, а затем уже все остальное. Именно от качества работы фотографа зависит выразительность и эмоциональное наполнение черно-белого снимка. Для получения хороших черно-белых снимков необходимо в совершенстве овладеть фотографическими приемами. Одно из основополагающих условий качественной такой съемки – это правильная работа с экспозицией, чтобы получаемое изображение отличалось плавными контрастными и тональными переходами. Интенсивность света и контраст представляют собой две наиболее важные вещи, которые способен заметить человеческий глаз при взгляде на черно-белый снимок. Поэтому способность добиться нужных тонов между белым и черным является признаком высокого класса фотографа. При определении композиции необходимо продумывать все детали для того, чтобы добиться максимальной выразительности и нужного эмоционального впечатления. При портретной съемке с помощью резкости и контраста можно придать изображению определенное настроение и душевное наполнение.

Выбирая объект или сцены из окружающего мира для черно-белой съемки, фотограф уже должен заранее понимать и видеть каким получится снимок в черно-белом цвете. Необходимо отбрасывать все цветовое наполнение, сосредоточившись лишь на главном – фактуре, тональности и контрасте снимаемых объектов. Безусловно, для этого фотографу, возможно, придется поменять собственное видение и восприятие окружающего мира. Требуются долгие практические тренировки, в результате которых можно, наконец, приобрести необходимые навыки и то мышление, которое позволит фотографу в дальнейшем оптимально воплощать свой первоначальный творческий замысел в интересных и запоминающихся черно-белых фотографиях. Важно также уделять пристальное внимание таким деталям изображения как передний план и перспектива, чтобы создать единую, гармоничную картинку. Опытный фотограф способен практически сразу же заметить те объекты и обстановку, которые будут отлично смотреться на черно-белом фото. Фотографам-любителям можно рекомендовать подбирать объекты или сцены с рельефными формами, контрастной фактурой и интересными повторяющимися деталями.

При черно-белой съемке нужно в полной мере использовать творческое мышление, в частности, пытаться менять ракурс или освещенность. Изменяя ракурс фотосъемки, приближая изображение или снимая с верхней точки, можно акцентировать внимание зрителя на деталях, придать фотографии нужную эмоциональную выразительность и глубокий смысл. При портретной съемке это, помимо всего прочего, позволяет наиболее точно отразить характер и настроение человека. Стоит всегда иметь в виду, что из-за отсутствия цветового наполнения игра со светом при черно-белой съемке становится очень важной составляющей успеха. Не секрет, что художественное восприятие от одного и того же объекта может существенно различаться при разных формах освещенности. Поэтому грамотная работа со светом позволяет фотографу подбирать лучшую тональность и контрастность снимка для реализации своих творческих идей.

Это естественно предполагает полное освоение фотографом системы экспозамера для точности отработки экспозиции. Для повышения зернистости изображения и детализации черно-белого снимка на фотокамере можно установить низкую светочувствительность. Такие манипуляции нередко придают черно-белой фотографии дополнительную привлекательность и художественную ценность. Для того, чтобы добиться большей выразительности и усилить определенные акценты можно также использовать специальные светофильтры. Применение светофильтров позволяет избавиться от слишком светлых или слишком темных участков, обеспечив тем самым усиление или ослабление контраста получаемого изображения. Черно-белая фотография сегодня имеет множество поклонников, как среди фотографов-любителей, так и среди настоящих профессионалов фотоискусства. Черно-белое фото не является бесцветным, поскольку помимо черного и белого на фотографии присутствует множество полутонов, правильное сочетание которых дает удивительный художественный эффект. Поэтому именно черно-белые фотографии могут в полной мере отразить настроение, душевный порыв или эмоции. Выразительность и интересное эмоциональное наполнение черно-белой фотографии достигается только профессиональной работой фотографа, его творческим мышлением, умелой игрой с контрастностью и светом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: