Данный метод работы также является производным от дискуссии. Он требует более внимательного контроля над процедурой со стороны ведущего и более осторожного анализа, особенно если ситуации, представленные для анализа, берутся из опыта участников и являются для них личностно значимыми. Ситуации для обсуждения могут быть дома предварительно описаны участниками и представлены группе для обсуждения. В некоторых случаях полезно давать задание на дом полярного типа, например: опиши ситуацию, в которой ты оказался неуспешным, и опиши ситуацию, из которой ты вышел победителем, и т. п. Сам процесс описания проблемной ситуации позволяет человеку более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия.
При этом используются ситуации двух типов:
□ «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;
□ «там и тогда» — случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы.
|
|
Примером групп, работающих по методу анализа ситуаций, являются Балинтовские группы, в которые собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных: проблем. Процедура может строиться по следующему сценарию:
□ один из участников представляет свою проблему, свои затруднения, касающиеся профессиональной области;
□ остальные участники задают ему вопросы, направленные на уточнение ситуации;
□ каждый участник высказывает свой сценарий (способ) выхода из данной ситуации.
Далее возможно организовать обсуждение всех предложенных способов и выбрать из них наиболее подходящий по мнению группы [4; 22; 52].
Ведущему группы важно уметь правильно распознавать и уходить от обсуждения ничего не значащих cumyаций, так как чаще всего они являются проявлением защиты участников от обсуждения более значимых и глубинных проблем.