Игра в структуре праздника

Педагогический эффект игры:

1. Игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

2. Создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

3. Сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Возникшие в процессе игры совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

4. Игра выявляет личностные качества человека играющего – ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже честность. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена игрой, а и формируют поведение человека. В народе говорят «В игре да в дороге познают людей».

5. Игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

6. Игра полностью отвечает принципу единства познания и реакреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

7. В игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Игра выбирается на уровне своих возможностей и потому человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в профессиональной деятельности успех и признание приходят не всегда. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства. К тому же выбор игр необычайно разнообразен.

Классифицировать игры по видам довольно сложно. Игры, например, могут различаться по месту проведения – за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. В то же время, настольные игры могут проходить в зале или на сцене. Игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Но спортивные тоже подвижные, а творчество – непременный компонент любой игры. По численному составу игры бывают индивидуальные, парные, командные (групповые). По наличию или отсутствию конкурсности – состязательные и ролевые.

Нужно включать в программы праздников разные виды игр: спортивные и подвижные, игры-аттракционы, дидактические, познавательные, музыкальные, ролевые, сюжетные, деловые и организационно-деятельные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-упражнения психологического характера.

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенное различие. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить, например, по какой системе будет проходить игра – по одновременному участию всех, последовательно по кругу или по олимпийской системе, когда проигравший выбывает и т.д. Фактически, условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации.

Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:

1. Правила должны быть просты. Особенно важно это учитывать, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений, человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда человек включится в игру, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп игры или разрушать ее.

2. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация возникает тогда, когда при командной игре участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей – спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.

3. Игра должна быть интересна для всех.

4. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.

5. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполне-нию, например, розыгрыш порядка участия по жребию, вытягивание конверта с заданием и др.

Все эти требования относятся к играм соревновательным, которые строятся на конкурентности, борьбе, столкновении.

Обязательный элемент соревновательных игр – судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной. Малейшее проявление необъективности, предвзятости, подсуживания накладывает негативный отпечаток на настроение всех присутствующих. И хотя отношение к игре выражается фразой «а если проиграем, то что мы собственно теряем», несправедливое решение надолго оставляет осадок в душе проигравших и их болельщиков. Самый простой способ избежать субъективности – опереться на решение не одного, а нескольких судей, которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку.

Еще одним элементом соревнований являются награды победителям. Какой бы она не была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Его ценность не столько в его стоимости, сколько в том, как гласит пословица, что «не пиво диво, а честь дорога». Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать. Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности игры. Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Такая уравниловка обесценивает радость победы и не приносит морального удовлетворения. Подобное случается тогда, когда организаторы, движимые самыми лучшими побуждениями «никого не обидеть», достигают прямо противоположного результата. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом приз победителю должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного. В-третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде грамоты, шуточной медали с соответствующей надписью и т.п. В-четвертых, само представление приза как цели, к достижению которой будут стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент игры, если его представить в скрытом виде, как «темный приз».

В ролевых играх такие требования отсутствуют, т.к. они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях. В отличие от ролевых игр ребенка, побуждаемых стремлением подражать поведению взрослых в реальной жизни, у взрослого человека ролевая игра – это способ развлечения. В одних случаях такая игра не выходит за рамки костюмирования, когда с помощью одежды и аксессуаров человек обретает образ какого-либо известного персонажа, представителя другой эпохи, страны, народа (на карнавалах, маскарадах, культовых праздниках). В других случаях ролевая игра осуществляется как совместная групповая досуговая деятельность и представляет собой театрализованное поведение, условное разыгрывание действа в условной обстановке. Содержание таких игр не носит сюжетного характера и произвольно в своих проявлениях. Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: