Уровни ЕГСЭМ

1. Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральными орга­нами федеральной исполнительной власти, осуществляющими управление системой, а также подведомственными им научными и производственными организациями, выполняющими функции информационно-аналитических центров ЕГСЭМ, которые взаи­модействуют с региональными информационно-аналитическими центрами.

Основными функциями, осуществляемыми на федеральном уровне ЕГСЭМ, являются:

обобщение экологической информации;

информационная поддержка процессов подготовки и принятия решений в области охраны окружающей природной среды и эко­логической безопасности, осуществляемых федеральными органа­ми исполнительной и представительной власти;

информирование населения и общественности России об основ­ных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;

обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;

обеспечение функционирования специальных систем монито­ринга, не имеющих территориального и регионального уровней (мониторинг леса, рыбы, военных объектов (Миноборорны РФ), объектов атомной энергетики (Минатом РФ) и др.);

обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе глобальных, системах экологического мониторинга.

2. Региональный уровень (бассейновый)

Мониторинг осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.

Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ опре­деляется:

необходимостью оценки состояния природных объектов, ана­лиза природных процессов и экологически неблагоприятных явле­ний в том случае, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

сложившейся структурой территориальных органов ряда ведомств;

целесообразностью создания региональных функциональных органов, способных обслуживать ряд субъектов Российской Фе­дерации.

3. Территориальный уровень (субъекта РФ)

Мониторинг осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые

На данном уровне производят наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.

4. Локальный уровень (объектный)

Мониторинг проводится в рамках отдельного предприятия, деятельность которого связана с воздействием на окружающую природную среду. В обязанности предприятия входит проведение мониторинга и предоставление информации в соответствующие государственные органы.

Например, на локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются регио­нальным информационно-аналитическим центром (РИАЦ) терри­ториального органа Минприроды России. Далее обобщенная ин­формация передается в соответствующие феде­ральные (региональные) центры подсистем.

Организация вза­имодействия информационно-аналитических центров и обеспече­ние формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществля­ются информационно-аналитической системой Минприроды Рос­сии (ИАС). Эта система выполняет координирующую функцию по обеспечению сопоставимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.

Для обеспечения полной оценки состояния окру­жающей среды в рамках ЕГСЭМ на федеральном уровне функци­онируют и некоторые другие подсистемы мониторинга состояния окружающей природной среды, как правило, не имеющие терри­ториального уровня. К ним относятся подсистемы:

мониторинга дальнего (трансграничного) переноса загрязняю­щих воздух веществ;

комплексного фонового мониторинга на территории биосфер­ных заповедников;

мониторинга озонного слоя Земли;

мониторинга гелиогеофизической обстановки (в частности ионосферно-магнитной);

геокриологического (мерзлотного) мониторинга.

В случае необходимости в рамках ЕГСЭМ с учетом требований экологической обстановки могут создаваться также другие темати­ческие системы экологического мониторинга.

ЕГСЭМ принимает участие в международных проектах и про­граммах по мониторингу окружающей среды, осуществляет ин­формационное взаимодействие с этими системами, проводит ра­боты по согласованию методологии и метрологическому обеспе­чению мониторинга.

К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:

картографическое и геодезическое обеспечение, реализуемое Роскартографии;

метрологическое обеспечение измерений, реализуемое Госстан­дартом;

средства и системы космического мониторинга, реализуемые РКА и Минобороны России;

системы связи и коммуникаций, реализуемые соответствующими федеральными органами и их территориальными подразделениями.

Отдельные виды экологического мониторинга осуществляются рядом министерств, ведомств и служб: Росгидрометом (РГМ), Министерством природных ресурсов, включающем бывший Госкомэкологию (МПР), Службой Госсанэпиднадзора (ГСЭН), Роскоземом, Федеральной службой леса, Министерством сельского хозяйства, Госстроем, Госкомстатом.

Система уполномоченных федеральных органов в области охраны природной среды включает 9 министерств. Анализ, а также опыт работы этой системы обнаруживают её несовершенство и невысокую эффективность. В частности, из 9 состоящих в списке ведомств только 3 (Росгидромет, Минсельхозпрод, Рослесхоз) имеют собственные сети наблюдений за состоянием подведомственных им природных объектов на всей территории РФ. В то же время, функции нескольких ведомств пересекаются (близки или совпадают) в пределах одной среды: например, вопросами охраны поверхностных вод занимаются Госкомэкология, МПР России, Росгидромет, Минсельхозпрод, Госкомрыболовство

Уполномоченные федеральные органы в области охраны природы

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:

координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: