1. Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральными органами федеральной исполнительной власти, осуществляющими управление системой, а также подведомственными им научными и производственными организациями, выполняющими функции информационно-аналитических центров ЕГСЭМ, которые взаимодействуют с региональными информационно-аналитическими центрами.
Основными функциями, осуществляемыми на федеральном уровне ЕГСЭМ, являются:
обобщение экологической информации;
информационная поддержка процессов подготовки и принятия решений в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной и представительной власти;
информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
обеспечение функционирования специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней (мониторинг леса, рыбы, военных объектов (Миноборорны РФ), объектов атомной энергетики (Минатом РФ) и др.);
|
|
обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе глобальных, системах экологического мониторинга.
2. Региональный уровень (бассейновый)
Мониторинг осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.
Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений в том случае, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
сложившейся структурой территориальных органов ряда ведомств;
целесообразностью создания региональных функциональных органов, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.
3. Территориальный уровень (субъекта РФ)
Мониторинг осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые
|
|
На данном уровне производят наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.
4. Локальный уровень (объектный)
Мониторинг проводится в рамках отдельного предприятия, деятельность которого связана с воздействием на окружающую природную среду. В обязанности предприятия входит проведение мониторинга и предоставление информации в соответствующие государственные органы.
Например, на локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются региональным информационно-аналитическим центром (РИАЦ) территориального органа Минприроды России. Далее обобщенная информация передается в соответствующие федеральные (региональные) центры подсистем.
Организация взаимодействия информационно-аналитических центров и обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляются информационно-аналитической системой Минприроды России (ИАС). Эта система выполняет координирующую функцию по обеспечению сопоставимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.
Для обеспечения полной оценки состояния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федеральном уровне функционируют и некоторые другие подсистемы мониторинга состояния окружающей природной среды, как правило, не имеющие территориального уровня. К ним относятся подсистемы:
мониторинга дальнего (трансграничного) переноса загрязняющих воздух веществ;
комплексного фонового мониторинга на территории биосферных заповедников;
мониторинга озонного слоя Земли;
мониторинга гелиогеофизической обстановки (в частности ионосферно-магнитной);
геокриологического (мерзлотного) мониторинга.
В случае необходимости в рамках ЕГСЭМ с учетом требований экологической обстановки могут создаваться также другие тематические системы экологического мониторинга.
ЕГСЭМ принимает участие в международных проектах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методологии и метрологическому обеспечению мониторинга.
К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:
картографическое и геодезическое обеспечение, реализуемое Роскартографии;
метрологическое обеспечение измерений, реализуемое Госстандартом;
средства и системы космического мониторинга, реализуемые РКА и Минобороны России;
системы связи и коммуникаций, реализуемые соответствующими федеральными органами и их территориальными подразделениями.
Отдельные виды экологического мониторинга осуществляются рядом министерств, ведомств и служб: Росгидрометом (РГМ), Министерством природных ресурсов, включающем бывший Госкомэкологию (МПР), Службой Госсанэпиднадзора (ГСЭН), Роскоземом, Федеральной службой леса, Министерством сельского хозяйства, Госстроем, Госкомстатом.
Система уполномоченных федеральных органов в области охраны природной среды включает 9 министерств. Анализ, а также опыт работы этой системы обнаруживают её несовершенство и невысокую эффективность. В частности, из 9 состоящих в списке ведомств только 3 (Росгидромет, Минсельхозпрод, Рослесхоз) имеют собственные сети наблюдений за состоянием подведомственных им природных объектов на всей территории РФ. В то же время, функции нескольких ведомств пересекаются (близки или совпадают) в пределах одной среды: например, вопросами охраны поверхностных вод занимаются Госкомэкология, МПР России, Росгидромет, Минсельхозпрод, Госкомрыболовство
|
|
Уполномоченные федеральные органы в области охраны природы
В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:
координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.