Тема 3 Теория потребительского поведения

В теории потребительского поведения можно выделить два различных подхода:

1. Кардиналистский подход - исследование поведения потребителя на основе теории предельной полезности (изученной ранее в курсе экономической теории). Данная концепция характерна для австрийской школы маржинализма и предполагает возможность измерения полезности в абсолютном выражении. Наподобие физических величин.

2.Ординалистский подход – исследование потребительских предпочтений на основе относительного анализа с помощью кривых безразличия.

Полезность блага – способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности Потребительский выбор – выбор максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности бюджета.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Потребительский спрос делится на:

Функциональный – обусловленный потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональный – обусловленный факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

В нефункциональном спросе выделяют:

- социальный – спрос, связанный с отношением потребителя к товару

- спекулятивный – возникающий в обществе с высокими инфляционными ожиданиями. Когда опасность повышения цены в будущем стимулирует дополнительное потребление товаров в настоящем

- нерациональный – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания или каприза.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя

Предельная норма замещения - количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено или уменьшено, чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Бюджетное ограничение показывает какие наборы экономических благ можно приобрести на данную сумму денег.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода – воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены без учета эффекта замещения.

Товар Гиффена – товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена. Поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: