Понятие внимания. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Функции внимания.
Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Сравнительная характеристика видов внимания.
Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, распределяемость, устойчивость, переключаемость, избирательность, объем.
Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание. Установка и внимание.
Развитие внимания в онтогенезе.
Нарушение внимания.
Способы тренировки и развития внимания.
Основные понятия темы: внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, устойчивость, распределение, переключение, объем и концентрация внимания, рассеянность.
Тема 16. П амять.
Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Процессы памяти. Виды памяти. Индивидуальные особенности и типы памяти.
Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и узнавание. Припоминание и воспоминание. Забывание и способы борьбы с ним. Сохранение. Реминисценция. Приемы мнемотехники.
|
|
Развитие памяти в онтогенезе. Способы тренировки и развития памяти.
Основные понятия темы: память; мнемотехника, запоминание, заучивание, припоминание, сохранение, воспроизведение, реминисценция, эффект края.
Тема 17. Мышление и речь
Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач.
Виды и функции речи.
Формы мышления. Виды и операции мышления. Виды мышления. Репродуктивное и творческое мышление.
Влияние особенностей личности на мышление. Индивидуальные особенности мышления.
Мышление и интеллект. Развитие мышления в онтогенезе. Способы активизации мышления и развития интеллекта.
Основные понятия темы: мышление, представление, понятие, суждение, умозаключение, интеллект, абстракция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, гипотеза, задача, проблемная ситуация, дедукция, индукция, инсайт, конкретно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление, речь, диалог, монолог, внутренняя, внешняя, письменная, устная, подготовленная, неподготовленная.
Тема 18. Характеристика воображения и творчества
Понятие воображения. Воображение как специфический вид деятельности. Активное и пассивное воображение. Воссоздающее и творческое воображение.
|
|
Виды и функции воображения. Мечта и грезы как особый вид воображения. Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов.
Развитие воображения в онтогенезе. Способы активизации и развития воображения.
Основные понятия темы: воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, интуиция, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, акцентирование, фантазия, мечта, грезы, сновидения и галлюцинации.
УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОМУ НА ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы лекций, практических занятий, СРС и объем аудиторных часов для студентов очной формы обучения представлены в таблице 2.
Таблица 2