Тема 15. Внимание

Понятие внимания. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Функции внимания.

Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Сравнительная характеристика видов внимания.

Основные свойства внимания: концентрированность, интенсивность, распределяемость, устойчивость, переключаемость, избирательность, объем.

Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание. Установка и внимание.

Развитие внимания в онтогенезе.

Нарушение внимания.

Способы тренировки и развития внимания.

Основные понятия темы: внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, устойчивость, распределение, переключение, объем и концентрация внимания, рассеянность.

Тема 16. П амять.

Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Процессы памяти. Виды памяти. Индивидуальные особенности и типы памяти.

Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и узнавание. Припоминание и воспоминание. Забывание и способы борьбы с ним. Сохранение. Реминисценция. Приемы мнемотехники.

Развитие памяти в онтогенезе. Способы тренировки и развития памяти.

Основные понятия темы: память; мнемотехника, запоминание, заучивание, припоминание, сохранение, воспроизведение, реминисценция, эффект края.

Тема 17. Мышление и речь

Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач.

Виды и функции речи.

Формы мышления. Виды и операции мышления. Виды мышления. Репродуктивное и творческое мышление.

Влияние особенностей личности на мышление. Индивидуальные особенности мышления.

Мышление и интеллект. Развитие мышления в онтогенезе. Способы активизации мышления и развития интеллекта.

Основные понятия темы: мышление, представление, понятие, суждение, умозаключение, интеллект, абстракция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, гипотеза, задача, проблемная ситуация, дедукция, индукция, инсайт, конкретно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление, речь, диалог, монолог, внутренняя, внешняя, письменная, устная, подготовленная, неподготовленная.

Тема 18. Характеристика воображения и творчества

Понятие воображения. Воображение как специфический вид деятельности. Активное и пассивное воображение. Воссоздающее и творческое воображение.

Виды и функции воображения. Мечта и грезы как особый вид воображения. Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов.

Развитие воображения в онтогенезе. Способы активизации и развития воображения.

Основные понятия темы: воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, интуиция, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, акцентирование, фантазия, мечта, грезы, сновидения и галлюцинации.

УКАЗАНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОМУ НА ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы лекций, практических занятий, СРС и объем аудиторных часов для студентов очной формы обучения представлены в таблице 2.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: