double arrow

В Евангелии от Луки (Лк. 16:16) доказывается, что закон не имеет никакого отношения к христианам.


Вот что говорится в этом отрывке: "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк. 16:16). Параллельный отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.11:13) гласит: "Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна".

В приведенном отрывке из Лк. 16:16 слово "были" является позднейшей вставкой. Лука просто писал: "Закон и пророки, до Иоанна" (в английском переводе: "Закон и пророки были до Иоанна", тогда как в русском синодальном: "Закон и пророки до Иоанна". - Прим.пер.). Если бы переводчики сравнили слова Луки со словами Матфея, они бы увидели, что Лука говорил не о том, будто закон и пророки были упразднены во дни Иоанна, а о том, что они "пророчествовали" ("прорекли") вплоть до тех дней. Разница весьма существенная, позволяющая найти ключ к смыслу рассматриваемого отрывка.

Фраза "пророки и закон" или (что встречается чаще) "закон и пророки" нередко используется в Библии для обозначения сочинений Моисея и других ветхозаветных пророков. Что касается книг Моисея, то они, в первую очередь, отличались содержащимися в них сводами законов, и вполне понятно, что часто их просто называли "законом" в противоположность книгам других пророков. По сути дела, этот факт, как таковой позволяет не рассматривать приведенное возражение, поскольку ни Лука, ни Матфей не касаются Декалога.




Однако, что же имели в виду эти евангельские авторы? Ответ виден из контекста. Многие иудеи скептически относились к Христу и Иоанну Крестителю. Они утверждали, что верят Моисею и всем пророкам. Христос постоянно пытался доказать им, что Он - Тот, о Ком предсказывали пророки, что появление Его предтечи, Иоанна Крестителя, тоже было предсказано и что ныне иудеям проповедуется Царство Божье.

Начав Свое общественное служение, Христос возвестил: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк. 1:15). Пророки предсказывали пришествие Мессии, и Христос возвестил, что теперь эти пророчества исполнились.

Скептически настроенным иудеям, которые не смогли увидеть во Христе исполнения этих пророчеств, он сказал: "Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Ин. 5:45-47).

Найдя Нафанаила и стремясь сообщить ему волнующую весть о пришествии обетованного Мессии, Филипп сказал: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета" (Ин.1:45).

Воскреснув из мертвых, Иисус в тот же день пришел к смущенным и озадаченным ученикам и спросил: "Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?" (Лк. 24:38).Затем Он напомнил, что случившееся с Ним в эти роковые дни было предсказано пророками, заметив: "Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах" (Лк. 24:44).



Павел говорил, что его миссия заключается в том, чтобы свидетельствовать "малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет" (Деян. 26:22).

Таким образом, пророчества Моисея и других пророков представляли собой одно из первостепенных доказательств, которое Христос и апостолы приводили в подтверждение того, что Мессия пришел. Пророки пророчествуют "до" того времени, когда их предсказания исполняются, после чего пророчества становятся историей. Следовательно, возвещая, что "закон и пророки" пророчествовали "до Иоанна", наш Господь просто говорит: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие". Он не предполагает, что отныне Моисей и пророки упраздняются, и совсем не говорит о том, что закон Десяти Заповедей изжил себя.







Сейчас читают про: