Подъемники этого типа являются наиболее универсальными среди всех типов стоечных подъемников и позволяют производить все виды работ по ТО и Р автомобиля, в том числе диагностику и регулировку ходовой части и рулевого управления. Для обеспечения максимальной универсальности подъемники выпускаются в следующей комплектации:
1. с «гладкими» платформами;
2. самоустанавливающимися опорами в платформах;
3. диагностическими опорами и механизмом их поперечного перемещения в платформах;
4. встраиваемыми в платформы мини-лифтами (домкратами);
5. траверсными мини-лифтами (домкратами).
Грузоподъемность четырехстоечных подъемников варьируется в широких пределах — от 2 до 7 тонн, благодаря чему они находят применение как для ремонта и обслуживания легковых, так и грузовых автомобилей. Основной недостаток подъемников этого типа — большая занимаемая площадь производственного участка.
Основными структурными конструктивными элементами подъемников являются: четыре стойки, закрепленные на основании фундаментными болтами, две поперечные траверсы, соединяющие попарно передние и задние стойки; две платформы, закрепленные на траверсах, привод, съездные трапы. Одна из платформ закреплена на траверсах неподвижно, вторая имеет возможность смещаться в поперечном направлении, благодаря чему подъемник может быть настроен для обслуживания автомобилей с разной шириной колеи колес. В стойках располагаются механизмы подъема траверс и страховочные механизмы. Подъемники могут иметь электромеханический либо гидравлический привод (рисунок 3.6). Наиболее распространенными являются подъемники с электрогидравлическим приводом.
|
|
Рисунок 3.12 - Различные модели четырехстоечных платформенных подъемников: а — электромеханический подъемник для грузовых автомобилей с «гладкими» платформами; 6 — электрогидравлический подъемник для легковых автомобилей с «гладкими» платформами; в — электрогидравлический подъемник для легковых автомобилей со встроенными в платформы самоустанавливающимися опорами для регулировки углов установки управляемых колес (углов «развал — схождение»); г— подъемник с встроенными в платформы мини-лифтами для вывешивания автомобиля; д — подъемник с дополнительным траверсным домкратом ножничного типа
Электромеханический привод подъема траверс закреплен на одной из платформ подъемника и устроен следующим образом. Два электродвигателя, каждый через свой редуктор, приводят во вращение распределительный вал, расположенный в платформе. От этого вала через зубчатые конические редукторы и приводные валы, расположенные в траверсах, получают движение червячные механизмы, расположенные в стойках. Каждый червячный механизм передает движение на свой механизм подъема траверс и, соответственно, платформ подъемника.
|
|
Механизмы подъема — винтовые. Ведущими звеньями этих механизмов являются бронзовые грузовые гайки. Вращают гайки в каждом механизме конструктивно связанные с ними приводные червячные колеса. Траверсы опираются на грузовые гайки и перемещаются вверх и вниз по винтам вместе с гайками при их вращении. Сами грузовые винты закреплены в стойках и неподвижны. Грузовой механизм четырехстоечных подъемников по сути является инверсией такого же механизма в двухстоечных подъемниках. Инверсия заключается в замене ведущего звена механизма — с винта на гайку. Под каждой из грузовых гаек, так же как и в двухстоечных подъемниках, с зазором в 12—18 мм находится страховочная стальная гайка. Последняя воспринимает нагрузку только в случае обрыва витков резьбы грузовой гайки.
В подъемниках с электрогидравлическим приводом насосная станция и пульт управления подъемником находятся на одной из его задних (по отношению к въезду автомобиля) стоек. Силовой гидроцилиндр закреплен в платформе, ближайшей к этой стойке и неподвижной по отношению к траверсам. На штоке гидроцилиндра установлена каретка с закрепленными в ней приводными тросами. Тросы через систему блочков в траверсах и стойках связаны с корпусами траверс. При выдвижении штока из корпуса гидроцилиндра тросы поднимают траверсы, а вместе с ними и платформы подъемника.
В четырехстоечных подъемниках, так же как и в двухстоечных, применены две системы безопасности — по гидравлической и по кинематической схемам. Принципиально и конструктивно они выполнены аналогично. В механизме безопасности (рисунок 3.14) имеются два независимых рычажных механизма.
Рисунок 3.14 - Механическая система безопасности четырехстоечного электрогидравлического подъемника EU 435 RBL (Италия): а — принципиальная схема и устройство страховочного механизма; б —регулировочный размер между клином и планкой безопасности, устанавливаемый при монтаже подъемника; 1— коромысло; 2— кнопка выключения гидропривода; 3— клин; 4 — планка безопасности
Первый из них имеет подпружиненный рычаг (коромысло), упирающийся свободным концом через ролик в тяговый трос. При обрыве троса коромысло поворачивается, выключает гидропривод и приводит в действие стопорный клин второго механизма. Клин заходит в отверстие планки безопасности и тем самым фиксирует платформу (или карету в двухстоечном подъемнике) от падения.
Второй механизм состоит из качающегося на оси подпружиненного стопорного клина и планки безопасности, которая закреплена внутри стойки у задней стенки. Клин связан механически как с первым механизмом безопасности, так и с механизмом управления подъемом и опусканием платформы (кареток в четы-рехстоечном подъемнике). Пока в системе управления подъемником проходит команда (одна из кнопок «вверх» или «вниз» нажата) на подъем или опускание рабочих органов (платформы или кареток), клин отведен от планки безопасности на расстояние 5 — 8 мм. При отпускании любой из кнопок клин входит в отверстие планки безопасности и стопорит рабочий орган. Регулировка этого страховочного механизма производится при монтаже подъемника.